Preview

Артериальная гипертензия

Расширенный поиск

Нарушения эмоций и умственной работоспособности у подростков с первичной артериальной гипертензией

https://doi.org/10.18705/1607-419X-2011-17-5-483-487

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования — оценка эмоциональной сферы и умственной работоспособности у подростков с артериальной гипертензией (АГ). Материалы и методы. Обследовано 87 пациентов 17-19 лет, страдающих первичной АГ. При обследовании использовались следующие методы: клинико-неврологический по А.М. Вейну; клинико-психопатологический; психометрические шкалы самооценки депрессии и тревоги Ч. Спилбергера — Ю. Ханина; тест М. Люшера в модификации Л. Собчик; проба «кольца Ландольта»; статистический с оценкой достоверности различий. Результаты. Выделены ведущие компоненты психосоматических нарушений при АГ: соматовегетативный на фоне субдепрессивного настроения с нарушением работоспособности. Доказано снижение количественных (нарушения продуктивности) и качественных (нарушения концентрации) показателей умственной работоспособности. Обоснованы изменения эмоциональной сферы. Вывод. У подростков с АГ отмечается снижение умственной работоспособности и эмоциональные нарушения.

Об авторе

В. В. Глущенко
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Россия


Список литературы

1. Смулевич А.Б., Сыркин А.Л. Психокардиология // Психические расстройства в общей медицине. — 2007. — № 4. — С. 4-9.

2. Смулевич А.Б., Сыркин А.Л., Дробижев М.Ю. и др. Психосоматические реакции, коморбидные ишемической болезни сердца // Неврология и психиатрия им. С.С. Корсакова. — 2004. — № 3. — С. 13-19.

3. Shapiro P.A. Heart Disease // In textbook of psychosomatic medicine. — DC London: Am. Psych. Publishing, Inc. Washington, 2005. — P. 423-444.

4. Клиническая психология / Ред. М. Перре, У. Баумана. — СПб.: Питер, 2003. — 850 с.

5. Вейн А.М. Заболевания вегетативной нервной системы. — М.: Медицина,1991. — С. 49-51.

6. Вейн А.М., Дюкова Г.М., Воробьева О.В. и др. Панические атаки (неврологические и психофизиологические аспекты). — СПб.: ООО «Институт медицинского маркетинга»,1997. — С. 11.

7. Овсянникова Н.А., Жулев Н.М., Арьев А.Л. Новый взгляд на факторы риска у больных с цереброваскулярными заболеваниями // Актуальные проблемы клинической неврологии: мат. Всерос. юбилейной науч.-практич. конф. / Под ред. проф. Жулева Н.М. — СПб.: изд-во «Человек и его здоровье», 2009. — С. 149-150.

8. Воробьева О.В. Стресс-индуцированные психовегетативные реакции // Рус. мед. журн. — 2005. — Т. 13, № 12 (236). — С. 798-801.

9. Tzourio Ch. Hypertension, cognitive decline, and dementia: an epidemiological perspective // Neuropsych. Cardiovasc. Dis. — 2007. — Vol. 9, № 1. — P. 61-69.

10. Комина Г.Н., Дергунов А.А. Психические маркеры предрасположенности к эссенциальной АГ // Акт. пробл. клинич. невр.: мат. Всерос. юбилейной науч.-практич. конф. / Под ред. проф. Жулева Н.М. — СПб.: изд-во «Человек и его здоровье», 2009. — С. 134.

11. Мутафьян О.А. Артериальная гипертензия и гипотензии у детей и подростков // Практич. рук-во. — М.: Медицина, 2002. — 144 с.

12. Долгова И.Н. Особенности цереброваскулярных проявлений у пациентов молодого возраста // Акт. пробл. клинич. невр.: мат. Всерос. юбилейной науч.-практич. конф. / Под ред. проф. Жулева Н.М. — СПб.: изд-во «Человек и его здоровье», 2009. — С. 117.

13. Wittchen H.-U., Essau C.A. Comorbidity and mixed anxiety- depression disorder: is there epidemiological evidence? // J. Clin. Psych. — 1993. — Vol. 54, suppl. 1. — P. 9-15.

14. МКБ-10 ВОЗ. Международная классификация болезней. 10-й пересмотр. Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике / Под ред. Ю.Л. Нуллера и С.Ю. Циркина. — СПб.: Адис, 1994. — 292 с.

15. Комментарий к Законодательству Российской Федерации в области психиатрии / Под общ. ред. МЗРФ, д.м.н., проф. Т.Д. Дмитриевой. — М.: изд-во «Спарк», 1997. — С. 37-41.

16. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Метод. рук-во. — М.,1990. — 87 с.

17. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: в 2 т. — М.: Гуманит, изд-во Центр ВЛАДОС, 1999. — Т. 1. — 312 с.

18. Сысоев В.Н. Тест Э. Ландольта. Диагностика работоспособности. Метод. рук-во. — СПб.: ИМАТОН, 2000. — 32 с.

19. Основные методы статистического исследования. Метод. указания. — СПб.: изд-во Гос. мед. университета им. акад. И.П. Павлова, 1997. — 100 с.

20. Кубряк О.В. Восприятие сердцебиений и когнитивные аспекты кардиоритма. — М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — С. 31.


Для цитирования:


Глущенко В.В. Нарушения эмоций и умственной работоспособности у подростков с первичной артериальной гипертензией. Артериальная гипертензия. 2011;17(5):483-487. https://doi.org/10.18705/1607-419X-2011-17-5-483-487

For citation:


Gluschenko V.V. Emotional and cognitive disturbances in hypertension in adolescents. "Arterial’naya Gipertenziya" ("Arterial Hypertension"). 2011;17(5):483-487. (In Russ.) https://doi.org/10.18705/1607-419X-2011-17-5-483-487

Просмотров: 68


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1607-419X (Print)
ISSN 2411-8524 (Online)