Preview

Артериальная гипертензия

Расширенный поиск

Эффективность оптимизированного терапевтического обучения в коррекции модифицируемых факторов риска у курящих пациентов с артериальной гипертензией

https://doi.org/10.18705/1607-419X-2018-24-2-174-182

Полный текст:

Аннотация

Актуальность. Стратегия, направленная на снижение суммарного сердечно-сосудистого риска, предполагает усиление внимания на личность пациента и формирование у него мотивации к изменению образа жизни. Недостаточная приверженность лечению и особенности стресс-совладающего поведения курящих пациентов с артериальной гипертензией (АГ) свидетельствуют о необходимости усовершенствования подхода к терапевтическому обучению и включению в программу обучения не только информации о стрессе, но и о вариантах стресс-совладающего поведения. Цель исследования — определить эффективность оптимизированного терапевтического обучения в коррекции модифицируемых факторов у курящих пациентов с АГ. Материалы и методы. Было обследовано 102 курящих пациента — мужчин с АГ, из них 52 курящих мужчины (средний возраст 48,5 ± 1,05 года) с давностью выявления АГ 7,9 ± 0,52 года и стажем курения — 18,0 ± 1,16 года, обучившихся по оптимизированной программе школы АГ, и 50 курящих мужчин (средний возраст 49,7 ± 1,04 года) с давностью выявления АГ 7,6 ± 0,47 года и стажем курения — 19,2 ± 0,85 года, проходивших обучение в школе АГ по типовой структурированной программе. Усовершенствование программы обучения в Школе АГ заключалось в организации личностно-ориентированного обучения в рамках Школы АГ и введении в обучающий процесс модифицированного занятия по стрессу. Результаты. Определена эффективность оптимизированного терапевтического обучения у курящих пациентов‑мужчин с АГ. Выявлены преимущества усовершенствованного терапевтического обучения перед типовым структурированным обучением в отношении коррекции модифицированных факторов риска при работе с курящими пациентами с АГ. Оптимизированное терапевтическое обучение позволяет поддерживать целевой уровень артериального давления, уменьшить интенсивность курения, снизить степень никотиновой зависимости и содержание триглицеридов, расширить диапазон используемых вариантов стресс-совладающего поведения. Выводы. Включение в программу терапевтического обучения курящих пациентов с АГ модифицированного занятия по стрессу и личностно-ориентированной модели терапевтического обучения повышает эффективность коррекции модифицируемых факторов риска.

Об авторах

Е. А. Манюгина
Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 7», Иваново
Россия
врач-терапевт терапевтического отделения


А. В. Бурсиков
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Иваново
Россия
доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней


Список литературы

1. Mancia G, Fagard R, Narkiewicz K, Redon J, Zanchetti A, Böhm M et al. 2013 ESH/ESC Guidelines for the management of arterial hypertension the task force for the management of arterial hypertension of the European Society of Hypertension (ESH) and of the European Society of Cardiology (ESC). Eur Heart J. 2013;34 (28):2159–2219. doi:10.1093/eurheartj/eht151

2. Mancia G, De Backer G, Dominiczak А, Cifkova R, Fagard R, Germano G et al. Guidelines for the management of arterial hypertension: the task force for the management of arterial hypertension of the European Society of Hypertension (ESH) and of the European Society of Cardiology (ESC). J Hypertens. 2007;25 (6):1105–1188.

3. Школа здоровья: артериальная гипертония. Под ред. Р. Г. Оганова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 188 c.

4. Global Health Risks. Mortality and burden of disease attributable to selected major risks. World Health Organization. Geneva, 2009. 39 p.

5. Eller NH, Netterstrom B, Gyntelberg F, Kristensen TS, Nielsen F, Steptoe A et al. Work-related psychosocial factors and the development of ischemic heart disease: a systematic review. Cardiol Rev. 2009;17(2):83–97.

6. Piepoli MF, Hoes AW, Agewall S, Albus C, Brotons C, Catapano AL et al. 2016 European Guidelines on cardiovascular disease prevention in clinical practice. Eur Heart J. 2016;37 (29):2315–2381. doi:10.1093/eurheartj/ehw106

7. Гадаев А. Г., Гулямова Ш. С. Оценка эффективности работы школы гипертоников на уровне первичного звена здравоохранения. Профилактическая медицина. 2012;2(3):7–15.

8. Концевая А. В., Калинина А. М., Спивак Е. Ю. Социально-экономическая эффективность «Школ здоровья» для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2008;2:3–8.

9. Европейские клинические рекомендации по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний (пересмотр 2012). Российский кардиологический журнал. Приложение 2. 2012; 96(4):1–84.

10. Оганов Р. Г., Погосова Г. В., Колтунов И. Е., Белова Ю. С., Выгодин В. А. РЕЛИФ — Регулярное Лечение И профилактика — ключ к улучшению ситуации с сердечно-сосудистыми заболеваниями в России: результаты российского много-центрового исследования. Часть I. Кардиология. 2007;5:58–66.

11. Бурсиков А. В., Манюгина Е. А. Особенности курительного поведения и никотиновой зависимости у мужчин, страдающих артериальной гипертонией и ишемической болезнью сердца в сочетании с артериальной гипертонией. Артериальная гипертензия. 2010;16(6):599–603.

12. Манюгина Е. А., Бурсиков А. В., Швагер О. В. Роль стресс-совладающего поведения в формировании отношения к болезни у курящих пациентов с артериальной гипертензией. Артериальная гипертензия. 2014;20(4):280–287.

13. Калинина А. М., Оганов Р. Г., Небиеридзе Д. В. Обучение пациентов как фактор эффективного контроля артериальной гипертонии — программа НОКТЮРН. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2006;5(3):5–14.

14. Ушакова С. Е., Шутемова Е. А., Кодряну Л. И., Концевая А. В., Назарова О. А., Калинина А. М. Эффективность различных методов терапевтического обучения больных артериальной гипертонией. Профилактическая медицина. 2006;2:40–48.

15. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. Вопросы психологии. 1995;2:31–41.

16. Fagerstrom KO, Tejding R, Westin A, Lunnell L. Nicotine replacement present and future. Tob Control. 1997;6(4):311–316.

17. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (Норман С., Эндлер Д. Ф., Джеймс Д. А., Паркер М. И.; адаптированный вариант Крюковой Т. А.). Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 442–444 с.

18. Barton C, Clarke D, Sulaiman N, Abramson M. Coping as a mediator of psychosocial impediments to optimal management and control of asthma. Respiratory Medicine. 2003;97(7):747–761.

19. Vitaliano PP, Russo J, Niaura R. Plasma lipids and their relationships with psychosocial factors in older adults. J Gerontol B Psychol Sci Soc Sci. 1995;50(1):18–24.

20. Бурсиков А. В., Манюгина Е. А. Механизмы психологической защиты и типы отношения к болезни у пациентов с артериальной гипертонией. Вестник Ивановской медицинской академии. 2010;15(2):48–49.

21. Светлакова В. П. Выбор когнитивно обусловленных механизмов совладания со стрессом. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009;38(3):43–46.


Для цитирования:


Манюгина Е.А., Бурсиков А.В. Эффективность оптимизированного терапевтического обучения в коррекции модифицируемых факторов риска у курящих пациентов с артериальной гипертензией. Артериальная гипертензия. 2018;24(2):174-182. https://doi.org/10.18705/1607-419X-2018-24-2-174-182

For citation:


Manyugina E.A., Bursikov A.V. Efficacy of an optimized therapeutic training during the correction of modifiable risk factors among hypertensive smokers. "Arterial’naya Gipertenziya" ("Arterial Hypertension"). 2018;24(2):174-182. (In Russ.) https://doi.org/10.18705/1607-419X-2018-24-2-174-182

Просмотров: 87


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1607-419X (Print)
ISSN 2411-8524 (Online)