Результаты большого количества наблюдений позволяют предполагать, что окружающая среда оказывает влияние на организм без вовлечения генетических механизмов. Изучение роли эпигенетики в основных процессах развития и физиологии значительно расширяет наше понимание биологии организма. В настоящее время одной из актуальных тем для изучения возможностей предотвращения развития заболеваний является исследование трансгенерационных эффектов — когда не только генетические, но и фенотипические адаптивные механизмы передаются через поколения. Накопленные данные свидетельствуют о том, что влияние факторов окружающей среды (вредные привычки, стресс, избыточное или недостаточное питание, кишечная микробиота и другие) в период раннего развития может способствовать эпигенетическому трансгенерационному наследованию фенотипической изменчивости. Эпигенетические процессы могут изменять экспрессию генов, что, в свою очередь, может или повысить восприимчивость, или способствовать развитию толерантности к заболеваниям в следующих поколениях. Эпигенетические биомаркерные сигнатуры могут быть использованы в будущем в качестве диагностического инструмента для оценки наличия у человека специфической восприимчивости к заболеваниям или воздействию токсикантов окружающей среды. В настоящем обзоре обсуждаются молекулярно-генетические механизмы трансгенерационного наследования и влияние различных факторов риска.
В обзоре суммированы данные за последние два десятилетия о влиянии артериальной гипертензии на старение сосудистой стенки, рассмотрены контуры воздействия хронического воспаления и окислительного стресса на ремоделирование сердечно-сосудистой системы. Статья посвящена анализу данных клинических исследований о действии различных классов антигипертензивных препаратов на возраст-ассоциированные параметры старения слоев стенки артериальных сосудов, такие как эндотелиальная дисфункция, артериальная ригидность, которые оценивались с помощью показателей эндотелийзависимой вазодилатации, скорости пульсовой волны, индекса аугментации, сердечно-лодыжечного сосудистого индекса, толщины комплекса интима-медиа и так далее.
Проведен обзор литературы по классификации, диагностике и лечению гипертензивных состояний беременности и раннего послеродового периода (хронической артериальной гипертензии (АГ), гестационной АГ, преэклампсии (ПЭ)), представленной различными обществами кардиологов и акушеров-гинекологов. Рассматривается международно согласованное широкое определение ПЭ, предложенное Международным обществом по изучению гипертензии при беременности (ISSHP) в 2018 году и поддержанное Международной федерацией гинекологии и акушерства (FIGO) в 2019 году, методы ее прогнозирования и профилактики. Рассматриваются все варианты лечения умеренной и тяжелой АГ у беременных. Приводится новая классификационная система лекарств при беременности и лактации PLLR (Правило маркировки лекарств при беременности и лактации) FDA (2015). Представлены лечебные цели артериального давления (АД) при АГ у беременных женщин и пороговые значения АД у беременных, при которых необходимо начинать лечение АГ. Приведены факторы риска, причины, клинические проявления, диагностические исследования и медицинская помощь при неотложных гипертензивных состояниях беременности. Приводится доказательная база, свидетельствующая о повышенном материнском и неонатальном риске АД ≥ 130/80 мм рт. ст. при беременности как нового критерия АГ Американской коллегии кардиологии и Американской ассоциации сердца ACC/AHA 2017 года.
Цель исследования — оценить распространенность маркеров доклинического поражения сосудов, почек, головного мозга у жителей блокадного Ленинграда (ЖБЛ) в отдаленном периоде жизни, а также определить возможную связь с голоданием во внутриутробном периоде и раннем детском возрасте.
Материалы и методы. Проспективное когортное исследование 305 ЖБЛ было инициировано в 2009–2011 годах. Также была сформирована контрольная группа, сопоставимая по полу и возрасту, из людей, родившихся в тот же временной промежуток в других регионах Советского Союза и после Великой Отечественной войны, постоянно проживающих в Ленинграде (51 человек). На втором визите в 2013–2014 годах обследовано 252 ЖБЛ (отклик составил 82,6 %). Были проведены измерение артериального давления и антропометрия согласно стандартным методикам. Лабораторное обследование включало определение липидного спектра, глюкозы, креатинина с расчетом скорости клубочковой фильтрации (СКФ) по формуле CKD-EPI. Проводилось определение концентрации альбумина и креатинина в разовой порции мочи с последующим расчетом альбумин-креатининового соотношения. Всем пациентам выполнена оценка скорости распространения пульсовой волны на приборе SphygmoCor (AtCor, Австралия) методом аппланационной тонометрии, определение сердечно-лодыжечного сосудистого индекса (СЛСИ) и лодыжечно-плечевого индекса на аппарате VaSera VS-1500 (Fukuda Denshi, Япония). Для оценки когнитивной функции пациента использовалась краткая шкала оценки психического статуса (Mini-Mental State Examination, MMSE).
Результаты. В анализ включено 184 ЖБЛ: 52 мужчины (28,3 %) и 132 женщины (71,7 %), средний возраст — 74,7 года. В зависимости от возраста исследуемого на момент блокады Ленинграда 132 человека были отнесены к группе «старший детский и подростковый возраст», 28 человек к группе «раннего детского возраста» и 24 человека к «внутриутробной» группе. Группу контроля составили 44 человека: 13 мужчин (29,5 %) и 31 женщина (70,5 %), средний возраст — 75,5 года. У ЖБЛ регистрировались только более низкие антропометрические показатели — массы тела (p = 0,005) и индекса массы тела (ИМТ) (p = 0,004), по сравнению с контрольной группой. Различий в распространенности поражения сосудов, почек и головного мозга выявлено не было. Наименьшая ригидность артерий согласно показателю СЛСИ была выявлена во «внутриутробной» группе по сравнению с группами младшего, старшего детского и подросткового возраста (p = 0,015). При оценке функции почек была выявлена почечная дисфункция только в первой группе — старшего детского и подросткового возраста.
Выводы. Анализ состояния сердечно-сосудистой системы у ЖБЛ выявил низкую распространенность почечной дисфункции, артериосклероза крупных артерий и атеросклероза периферических артерий, а также сохранную когнитивную функцию. Повышенная жесткость артерий и снижение СКФ, выявленные у лиц, переживших блокаду в старшем детском и подростковом возрасте, вероятнее всего, являются следствием более преклонного возраста этой группы.
Целью исследования явилась оценка динамики распространенности артериальной гипертензии (АГ) среди мужчин молодого возраста по данным двух скринингов независимых выборок открытой городской популяции.
Материалы и методы. Исследование основано на двух кросс-секционных исследованиях в диапазоне 15 лет среди лиц мужского пола Центрального административного округа Тюмени. Репрезентативные выборки были сформированы по единому протоколу из избирательных списков среди мужчин 25–64 лет методом «случайных чисел» — по 1000 человек (по 250 человек в четырех десятилетиях жизни), отклик составил соответственно 79,5 % и 85,0 % на первом и втором скрининге. В рамках кардиологических скринингов определялись распространенность АГ, средние значения и процентильное распределение для систолического и диастолического артериального давления (САД, ДАД) в двух группах молодого возраста 25–34 и 35–44 лет.
Результаты. У мужчин молодого возраста открытой популяции среднеурбанизированного города Западной Сибири установлены высокие уровни артериального давления (АД) с существенным ростом средних уровней и процентильного распределения САД и ДАД в возрастном диапазоне от третьего к четвертому десятилетию жизни. По результатам двух кросс-секционных исследований в диапазоне 15 лет в открытой популяции среднеурбанизированного города Западной Сибири установлена тенденция к снижению САД и распространенности АГ у мужчин третьего десятилетия жизни при стабилизации уровней САД, ДАД и распространенности АГ в четвертом десятилетии жизни.
Заключение. При выявленных высоких уровнях АД и распространенности АГ среди молодых мужчин среднеурбанизированного города Западной Сибири положительная пятнадцатилетняя динамика по снижению распространенности АГ в категории лиц молодого возраста является благоприятным фактором и открывает возможности для целенаправленного воздействия на другие конвенционные и неконвенционные факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний в этой возрастной категории.
Цель исследования — оценить встречаемость различных фенотипов сосудистого старения среди лиц молодого возраста (ЛМВ) в зависимости от уровня артериального давления (АД) и во взаимосвязи с факторами риска (ФР) и наличием дисплазии соединительной ткани (ДСТ).
Материалы и методы. Обследовано 250 молодых людей (88 юношей и 162 девушки) в возрасте от 18 до 25 лет на базе университетского центра здоровья. Все обследованные разделены на терцильные группы по такому показателю сосудистой жесткости (СЖ), как сердечно-лодыжечный сосудистый индекс (СЛСИ), который определяли с помощью диагностического комплекса VaSera-1500 (Fukuda Denshi, Япония). Согласно последним рекомендациям международных экспертов, верхний терциль такого распределения среди лиц одного пола и возраста соответствует преждевременному сосудистому старению или синдрому ЕVА (early vascular aging). Первый же терциль соответствует благоприятному сосудистому старению. Проанализировали представленность различных сосудистых фенотипов у лиц с повышенным и нормальным АД, а также основных ФР и внешних признаков ДСТ в каждой из СЛСИ-терцильных групп, которые отражают колебания показателя эластического сосудистого потенциала в данной выборке. Обработка данных проведена с помощью программного пакета Statistica 10.0 (StatSoft Inc., США).
Результаты. Среди молодых носителей офисной артериальной гипертензии и высокого нормального АД фенотип синдрома ЕVА встречается так же часто, как фенотипы обычного и благоприятного сосудистого старения. Практически аналогичная картина по представленности сосудистых фенотипов наблюдается и у молодых нормотензивных лиц. У ЛМВ с офисным как нормальным, так и повышенным АД наиболее четкие ассоциации между СЖ и ФР отмечаются со стороны массы тела, индекса массы тела и окружности талии — по мере повышения артериальной ригидности отмечается снижение указанных показателей. Случаи ДСТ в подавляющем большинстве регистрируются среди носителей выраженного сосудистого ремоделирования. Это касается как юношей, так и девушек.
Заключение. Представленные выше результаты указывают на целесообразность использования ангиологического скрининга с целью выявления фенотипов сосудистого старения в рамках профилактических мероприятий среди молодых людей независимо от уровня их исходного офисного АД. Получение таких данных будет способствовать более дифференцированному формированию групп риска и последующему выполнению более индивидуализированных превентивных вмешательств на основе учета принадлежности молодого человека к одному из описанных фенотипов сосудистого старения.
Целью исследования была оценка возможной ассоциации межвизитной вариабельности артериального давления (АД) и риска неблагоприятных исходов у больных артериальной гипертензией (АГ) после эпизода острого коронарного синдрома.
Материалы и методы. В статье проанализированы данные о 1456 больных (средний возраст 65,6 ± 12,17 года, 875 (60,1 %) мужчин), выписанных из стационара после эпизода острого коронарного синдрома и наблюдавшихся в течение 1 года в 4 сосудистых центрах Москвы, Астрахани, Казани и Краснодара в 2014–2017 годах. При выписке больных и на 25-й, 90-й, 180-й и 360-й день после выписки регистрировали АД, частоту сердечных сокращений и неблагоприятные события. О межвизитной вариабельности АД судили по коэффициенту VIM (variation independent of mean).
Результаты. Вариабельность систолического АД за период наблюдения составила 7,81 ± 0,226 мм рт. ст., вариабельность диастолического АД — 9,89 ± 0,577 мм рт. ст. За время наблюдения в группе было зарегистрировано 110 случаев смерти от любой причины, 63 коронарные смерти, 130 повторных нефатальных коронарных событий, 33 ишемических инсульта. Снижение вариабельности АД было ассоциировано с приемом дигидропиридиновых антагонистов кальция (10,21 ± 6,45 и 7,99 ± 4,70 мм рт. ст., р = 0,024) и тиазидных диуретиков (10,34 ± 6,59 и 7,63 ± 9,63 мм рт. ст., р = 0,049). Многофакторный анализ показал, что высокая долгосрочная вариабельность АД является более значимым фактором, ассоциированным с уровнем общей смертности, чем исходная тяжесть АГ и даже факт достижения целевого АД. Риск ишемического инсульта у больных АГ был ассоциирован с такими факторами, как наличие фибрилляции предсердий, сердечной недостаточности, анамнез инсульта и высокая межвизитная вариабельность АД.
Заключение. Межвизитная вариабельность АД является важной характеристикой контроля за АД и ассоциирована с риском смерти от любых причин и инсульта у больных, перенесших обострение ишемической болезни сердца.
Данная статья посвящена изучению нежелательных реакций (НР), возникающих у пациентов при применении антигипертензивных препаратов.
Материалы и методы. Нами было проанализировано 459 карт-извещений о НР препаратов, применяющихся для лечения артериальной гипертензии (АГ) и зарегистрированных в региональной базе (реестре) спонтанных сообщений ARCADe (Adverse Reactions in Crimea, Autonomic Database) за период 2011–2018 годов.
Результаты. Среди всех выявленных случаев НР прием препаратов, влияющих на ренин-ангиотензин-альдостероновую систему, был ассоциирован с развитием НР в 304 случаях (3,9 4,4 4,9 % от всего количества зарегистрированных случаев развития НР), блокаторов медленных кальциевых каналов — в 101 (1,2 1,5 1,8 %), а β-адреноблокаторов — в 54 случаях (0,6 0,8 1,0 %). «Лидерами» по частоте развития НР среди отдельных представителей групп были следующие препараты: эналаприл (85 случаев) и амлодипин (76 случаев). Рассмотрение исходов НР показало, что серьезные НР (угроза жизни, госпитализация, временная нетрудоспособность) возникали в 72 случаях, в остальных 387 случаях НР были несерьезными и не вызывали вышеперечисленных последствий. Проведение анализа тяжести и предотвратимости НР антигипертензивных препаратов показало, что большинство зарегистрированных случаев НР являлись непредотвратимыми реакциями легкой степени тяжести.
Выводы. Представленное изучение профиля безопасности позволило выявить частоту, предотвратимость, тяжесть, а также факторы риска развития НР, возникающих при применении антигипертензивных препаратов, что может быть использовано врачами различных специальностей с целью повышения качества жизни и приверженности пациентов с АГ к длительному лечению.
При естественном течении постдуктальной коарктации аорты средняя продолжительность жизни больного составляет 30 лет. Качество жизни во многом зависит от выраженности сужения, наличия открытого артериального протока и развития коллатералей, обеспечивающих кровоток в бассейне нисходящей аорты. Для взрослых больных характерны гипертензионный синдром, боли в сердце стенокардитического характера, аритмии и сердечная недостаточность. Патология диагностируется с помощью двухмерной эхокардиографии с цветовой допплерографией, возможности которой расширяет трех- и четырехмерная ультразвуковая реконструкция. Полученные данные существенно уточняет и дополняет магнитно-резонансная или контрастная мультиспиральная компьютерная томография. Своевременно и правильно поставленный диагноз может спасти жизнь пациенту или значительно улучшить ее качество, предотвратив последствия стойкой артериальной гипертензии и развитие сердечной недостаточности. В настоящей работе рассматривается клинический случай выраженной коарктации аорты, впервые диагностированной у мужчины в возрасте 30 лет, ранее наблюдавшегося с диагнозом «Гипертоническая болезнь», несмотря на имеющиеся признаки гипоксемии нижней половины туловища. Обсуждается алгоритм обследования подобных больных, обеспечивающий эффективную диагностику данного порока с целью предупреждения его осложнений.
Синдром эктопической продукции адренокортикотропного гормона (АКТГ) является одним из наиболее сложных в диагностическом и лечебном отношении вариантов эндогенного гиперкортицизма. Представленный клинический случай АКТГ-эктопированного синдрома демонстрирует редкий вариант этого заболевания у пациентки старческого возраста. Возрастные изменения, прием постоянной медикаментозной терапии могут влиять на проявление типичных признаков того или иного заболевания, затрудняя диагностический поиск. В свою очередь, следует отметить, что снижается врачебная настороженность для поиска редких заболеваний в данной возрастной группе пациентов. Клинический взгляд на динамику состояния пациентки (резистентность к антигипертензивной терапии артериальной гипертензии; плохо контролируемая гликемия; нарастающая слабость; гипокалиемия, а также наличие повышенной пигментации кожных покровов) позволил предположить вторичный характер имеющихся проявлений и расширить диагностический алгоритм. Данный клинический случай свидетельствует о том, что диагностика и лечение этого редкого заболевания требуют врачебной настороженности в любом возрасте, а также взаимодействия врачей различных специальностей (кардиологов, эндокринологов, врачей лучевой диагностики, хирургов).
Приведены актуальные данные о распространенности артериальной гипертензии и сахарного диабета (СД). Наличие сопутствующего СД осложняет течение кардиологических заболеваний, влияя на эффективность антигипертензивной терапии. Наряду с повышенным артериальным давлением, коррекции должны подвергаться показатели липидного и углеводного обмена, а также осуществляться нефропротекция. Благодаря плейотропным возможностям некоторых препаратов решение данной задачи становится возможным. Аналитический обзор посвящен плейотропным органопротективным эффектам антигипертензивного препарата азилсартана медоксомила (АЗЛ-М). Приведены данные о сравнительной антигипертензивной эффективности АЗЛ-М с другими представителями класса блокаторов рецепторов к ангиотензину II, описаны результаты клинических исследований в подгруппе пациентов с различными компонентами метаболического синдрома (ожирением, дислипидемией, гипергликемией) и СД. Уделено внимание описанию метаболических эффектов, наблюдаемых в эксперименте.
ISSN 2411-8524 (Online)