Preview

Артериальная гипертензия

Расширенный поиск
Том 22, № 3 (2016)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.18705/1607-419X-2016-22-3

ОБЗОР 

232-243 952
Аннотация

Несмотря на адекватную гиполипидемическую терапию, сохраняется высокий риск сердечно-сосудистых осложнений. Одним из основных факторов, оказывающих влияние на резидуальный риск у пациентов с атерогенной дислипидемией наряду с повышенным уровнем триглицеридов и сниженным уровнем холестерина липопротеинов высокой плотности, является липопротеин (а). В обзоре подробно освещены современные представления о влиянии липопротеина (а) на развитие и прогрессирование атеросклероза, а также основные методы лечения

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ 

244-252 1269
Аннотация

Цель исследования — изучить выраженность кардиоваскулярных и поведенческих факторов риска при маскированной артериальной гипертензии (МАГ) и стабильной артериальной гипертензии (АГ) у лиц молодой возрастной группы (студентов медицинского университета).

Материалы и методы. Проведено сплошное скринирующее исследование 423 молодых лиц мужского и женского пола в возрасте от 20 до 27 лет, средний возраст — 22 года, из которых 59 % составляли женщины и 41 % — мужчины. Все лица прошли общеклиническое обследование: физикальный осмотр — оценку роста, массы тела, индекса массы тела, окружности талии (ОТ), окружности бедер (ОБ), анкетирование по выявлению и оценке поведенческих факторов риска, данных жалоб и анамнеза; лабораторно-инструментальный скрининг: определение тощакового уровня креатинина, липидный спектр (уровни общего холестерина, триглицеридов, липопротеинов высокой плотности, липопротеинов низкой плотности), тест с 30‑секундной задержкой дыхания, электрокардиографию в 12 стандартных отведениях. Суточное мониторирование артеиального давления (АД) и доплерэхокардиографическое исследование проводились у лиц со стабильной и маскированной формами АГ.

Результаты. МАГ выявлялась в 12,3 % случаев, стабильная АГ — в 9 %; 78,7 % составили нормотензивные лица. При оценке антропометрических показателей избыточная масса тела — ИМТ 28,4 (27,4; 29,7) кг/м 2 — определялась у лиц со стабильной АГ. У лиц с МАГ определялась тенденция к большему значению ОТ и ОБ: 77,2 (65,1; 82) и 98 (93,2; 104) см соответственно. Анализ уровней офисного АД указывал на более высокое офисное систолическое артериальное давление у лиц с МАГ (120 (110; 130) мм рт. ст.) по сравнению с нормотензивными лицами — 108,5 (100; 118) мм рт. ст., но более низкие по сравнению с лицами со стабильной АГ — 139 (132,3; 140) мм рт. ст. Наследственная отягощенность по ранним сердечно-сосудистым заболеваниям определялась у всех лиц с МАГ (100 %), а также у 50 % лиц со стабильной АГ и у 56 % нормотензивных лиц. Наиболее высокая распространенность поведенческих факторов риска определялась у лиц с МАГ по сравнению с лицами со стабильной АГ нормальным уровнем АД.

Выводы. Лица с МАГ и стабильной АГ имеют превалирующие показатели по поведенческим особенностям и факторам риска развития АГ, формирующим фенотипическое проявление данного заболевания. Развитие у лиц молодого возраста МАГ и стабильной АГ ассоциировано с выраженностью кардиоваскулярных и поведенческих факторов риска.

253-262 1719
Аннотация

Цель исследования — провести анализ полигенных ассоциаций полиморфизма М235 Т гена ангиотензиногена (AGT), I/D гена ангиотензинпревращающего фермента (ACE), C3123A гена рецепторов 2‑го типа к ангиотензину II (AGTR2) и C344T гена альдостеронсинтазы (CYP11B2) с вероятностью наличия эссенциальной артериальной гипертензии (АГ).

Материалы и методы. Обследовано 532 неродственных индивидуума, постоянно проживающих на территории Беларуси и представляющих этнически гомогенную группу, из них 356 пациентов с АГ и 176 здоровых лиц. Проведены оценка клинических данных и молекулярно-генетическое обследование полиморфизма генов ренин-ангиотензинльдостероновой системы (РААС). Поиск и анализ полигенных ассоциаций производился с использованием программного обеспечения APSampler.

Результаты. Получены данные о наличии взаимосвязи сочетанного носительства Т аллеля (М235 Т) гена AGT и Т аллеля (C344T) гена CYP11B2 с вероятностью наличия АГ у женщин в возрасте до 45 лет: отношение шансов (ОШ) = 4,15; 95 % доверительный интервал (ДИ) = 1,90–9,07; р = 0,004. Полигенные ассоциации, характерные для нормотензивных лиц, включали: I аллель (I/D) гена ACE и CC генотип (C3123A) гена AGTR2 (ОШ = 0,58; 95 % ДИ = 0,49–0,68; р = 0,03); I аллель (I/D) гена ACE и ММ генотип (М235 Т) гена AGT у женщин до 45 лет (ОШ = 0,09; 95 % ДИ = 0,01–0,63; р = 0,005); М аллель (М235 Т) гена AGT и CC генотип (C3123A) гена AGTR2 в группе старше 45 лет (ОШ = 0,55; 95 % ДИ = 0,47–0,64; р = 0,03).

Выводы. При индивидуальном анализе не было найдено отличий в распределении частот аллелей и генотипов изучаемых генов РААС в группах пациентов с АГ и здоровых лиц. Обнаружены полигенные сочетания полиморфизма генов РААС, частота встречаемости которых значимо различалась в группах пациентов и контроля, что свидетельствует о преимуществах изучения влияния сочетаний генотипов и/или аллелей различных полиморфных локусов на риск развития эссенциальной АГ перед анализом ассоциаций с заболеванием каждого локуса в отдельности.

263-273 935
Аннотация

Цель исследования — определить взаимосвязи между N‑терминальным промозговым натрийуретическим пептидом (NT-proBNP) и показателями суточного мониторирования артериального давления (АД) у мужчин среднего возраста с артериальной гипертензией (АГ) и хронической сердечной недостаточностью (ХСН).

Материалы и методы. Обследованы 550 мужчин от 40 до 50 лет, из них 420 пациентов были включены в исследование и распределены на группы: 1 группа — пациенты с АГ без ХСН (n = 180); 2 группа — пациенты с АГ и ХСН (n = 86); 3 группа — пациенты с ХСН без АГ (n = 74). Группа контроля — здоровые мужчины с нормальным АД, без ХСН (n = 80). Определяли NT-proBNP (фмоль/мл), проводили суточное мониторирование АД.

Результаты. NT-proBNP был статистически значимо ниже у пациентов со АГ 2‑й и 3‑й степени в сравнении с лицами с АГ 1‑й степени в группе пациентов без ХСН (1 группа). В группе пациентов с АГ и ХСН (2 группа) такой закономерности не наблюдалось. NT-proBNP выше у пациентов с АГ 1‑й степени в первой группе по сравнению с пациентами с АГ той же степени во второй группе и статистически значимо ниже у пациентов с АГ 2‑й и 3‑й степени в первой группе по сравнению с пациентами с АГ той же степени во второй группе. Корреляционный анализ данных в группе 1 показал статистически значимую обратную взаимосвязь NT-proBNP и степени АГ (r = –0,624; р = 0,023).

Заключение. Снижение плазменного уровня NT-proBNP у пациентов с АГ ассоциировано с повышением ее степени. Натрийуретические пептиды участвуют в формировании суточного ритма АД, и их уровень зависит не только от степени АГ, но и от «нагрузки давлением». NT-proBNP был наиболее высок в группах «non-dipper», «night-peaker» и статистически значимо отличался от показателей у пациентов с неизмененным суточным профилем АД и профилем «оver-dipper».

274-281 14437
Аннотация

Цель исследования — изучить особенности сердечной и легочной гемодинамики, механизмы формирования эндотелиальной дисфункции и их коррекция ингибитором ангиотензинпревращающего фермента рамиприлом и блокатором рецептора ангиотензина ΙΙ ирбесартаном у пациентов с артериальной гипертензией (АГ) в сочетании с бронхиальной астмой (БА).

Материалы и методы. В исследование было включено 80 больных БА средней степени тяжести в сочетании с АГ 1, 2 степени. Средний возраст больных составил 52,9 ± 4,2 года. При дальнейшем углубленном обследовании пациенты распределены на две рандомизированные группы для лечения: рамиприлом 5 мг/сутки и ирбесартаном в дозе 150 мг/сутки на фоне ингаляционной бронхолитической и противовоспалительной терапии БА (формотерол/будесонид 160/4,5 мкг 2 ингаляции × 2 раза, ипратропия бромид / фенотерол и амброксол через небулайзер). Программа инструментального обследования включала: эхокардиограмму на аппаратах «Aloka 1700» (Япония), «LOGIQ 500» (Германия) с использованием ультразвуковых датчиков с частотой 3,5 мГц. Оценивали уровень эндотелина‑1 в плазме с этилендиаминтетраацетатом (ЭДТА) с помощью иммуноферментного 
анализа — набор «Biomedica», категория № 442–0052 (Arkray, Япония).

Результаты. Установлено, что монотерапия в течение 2 месяцев ирбесартаном позволяет достичь целевого уровня артериального давления (АД), способствует регрессу патологического ремоделирования миокарда, а также благоприятно влияет на эндотелиальную функцию, бронхиальную проходимость у больных с данной коморбидной патологией.

Выводы. Ирбесартан эффективно обеспечивал стабильный и надежный контроль АД, замедлял прогрессирование патологических изменений со стороны сердечно-сосудистой системы, положительно влиял на функцию внешнего дыхания и характеризовался наиболее высокой приверженностью пациентов к лечению, поэтому может быть оптимальным выбором препарата при лечении АГ у больных БА.

282-290 2984
Аннотация

Актуальность. Популяционные исследования продемонстрировали наличие прямой взаимосвязи между уровнем артериального давления (АД) и риском сердечно-сосудистых осложнений. Повышение АД (даже в пределах высоких нормальных значений) у молодых сопряжено с ранним вовлечением в процесс органов‑мишеней. Вместе с тем начальные структурно-функциональные изменения миокарда при повышении АД изучены недостаточно. Современные возможности ультразвуковой диагностики (появление широкополосных высокочастотных трансторакальных датчиков, внедрение технологии второй тканевой гармоники, развитие методики «speckle tracking» эхокардиографии) позволяют оценить состояние коронарного кровотока и выявить наиболее ранние признаки дисфункции миокарда левого желудочка (ЛЖ).

Цель исследования — оценить продольную деформацию ЛЖ и состояние кровотока на уровне передней нисходящей артерии (ПНА) и перфорантных артерий (ПА) у молодых пациентов с высоким нормальным АД (ВНАД).

Материалы и методы. В исследование включено 43 мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, в зависимости от уровня офисного АД разделенных на 2 группы: в первую вошли пациенты с ВНАД, во вторую — лица с оптимальными и нормальными значениями АД. Всем проводилось
стандартное физикальное обследование; состояние сердца оценивалось по данным трансторакальной эхокардиографии. В импульсном допплеровском режиме осуществлялась регистрация спектров потока в ПНА и в верхушечной ПА. Функциональное состояние миокарда ЛЖ оценивалось методом «speckle tracking» эхокардиографии с анализом глобальной продольной деформации.

Результаты. Традиционные параметры, характеризующие состояние систолической и диастолической функции ЛЖ у пациентов с ВНАД были сопоставимы с таковыми у здоровых людей. В группе лиц с предгипертензией зафиксировано значимое снижение глобальной продольной сократимости, при этом значения данного показателя обратно коррелировали с уровнем систолического АД. У пациентов с ВНАД зарегистрировано значимое снижение максимальной диастолической скорости кровотока в ПА.

Выводы. Наиболее ранним доклиническим маркером сократительной дисфункции миокарда у лиц с ВНАД является снижение глобального продольного стрейна. У пациентов с предгипертензией отмечается снижение максимальной скорости диастолического кровотока в перфорантных артериях.

291-298 18247
Аннотация

Цель исследования — изучить эффективность кортексина в комплексной терапии больных артериальной гипертензией (АГ) с дисциркуляторной энцефалопатией (ДЭ), подвергшихся воздействию ионизирующего излучения в анамнезе.

Материалы и методы. Наблюдалось 165 ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС (ликвидаторы) с АГ 1–2 степени и ДЭ I и II стадии. Ликвидаторы были распределены в группы: лица 1 а группы получали один курс кортексина по 10 мг 10 дней, больные из группы 1 б — два курса по 10 дней (с интервалом 6 месяцев), из группы 2 а — один курс 20 дней, из группы 2 б — два курса по 20 дней (с интервалом 6 месяцев); в 3‑й группе кортексин не назначался. Изучались динамика уровня артериального давления (АД) и состояние когнитивных функций по нейропсихологическим тестам.

Результаты. Применение кортексина у больных АГ с ДЭ сопровождалось снижением АД, более выраженным при большей его дозе как при одном, так и при втором (через 6 месяцев) курсах лечения.

Выводы. У ликвидаторов с АГ и ДЭ кортексин улучшает когнитивные функции с одновременным снижением уровня АД. Более эффективный и устойчивый результат (до 12 месяцев) наблюдается при 2‑этапном методе лечения кортексином в дозе 200 мг на курс.

299-308 1204
Аннотация

Цель исследования — оценить показатели заболеваемости артериальной гипертензией (АГ) в когорте работников, подвергшихся профессиональному пролонгированному облучению.

Материалы и методы. Заболеваемость АГ изучена в когорте 22377 работников первого в бывшем СССР предприятия атомной промышленности ПО «Маяк» в динамике за весь период наблюдения (1948–2008). Были рассчитаны «грубые» и стандартизованные показатели заболеваемости. Для стандартизации показателей использовался косвенный метод стандартизации.

Результаты. По состоянию на 31.12.2008 г. в изучаемой когорте работников было зарегистрировано 8047 случаев АГ (5463 у мужчин и 2584 у женщин). Показано, что стандартизованные показатели заболеваемости АГ у работников изучаемой когорты статистически значимо зависели от пола, достигнутого возраста и индекса массы тела. Не выявлено зависимости стандартизованных показателей заболеваемости АГ от профессионального пролонгированного внешнего гамма-облучения.

Заключение. Заболеваемость АГ в когорте работников атомной промышленности зависела от нерадиационных факторов и не зависела от профессионального пролонгированного внешнего облучения.

КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

309-315 1084
Аннотация

Фимасартан — новый мощный блокатор АТ1‑рецепторов к ангиотензину II, изученный в широком спектре доклинических и клинических исследований в Республике Корея.

Цель исследования — оценить фармакокинетические (ФК) параметры фимасартана в российской популяции.

Материалы и методы. В открытое исследование фармакокинетики фимасартана после однократного приема в дозе 60 мг включены 15 пациентов с артериальной гипертензией (АГ) 1–2‑й степени. Концентрацию препарата определяли валидированным методом с использованием преципитации белка для экстракции образцов с последующей жидкостной хроматографией с тандемной масс-спектрометрией.

Результаты. Фимасартан 60 мг быстро всасывался, максимальные концентрации в плазме наблюдались через 1,0 час, индивидуальный диапазон значений — от 0,50 до 4,00 часов. После достижения максимальной концентрации наблюдалось двухфазное снижение, при этом начало фазы элиминации — через 2,5–8,0 часов после приема препарата. Количественно определяемые концентрации фимасартана в плазме наблюдались до последней временной точки сбора образцов через 24 часа после приема препарата в диапазоне от 1,33 до 11,2 нг/мл. Значение конечного периода полувыведения — 5,8 часа, данные варьировали от 4,40 до 7,93 часа.

Заключение. ФК параметры фимасартана у больных АГ в российской популяции соответствовали данным корейских пациентов с АГ и здоровых добровольцев.

Дискуссии 

316-322 878
Аннотация

Цель исследования заключалась в сравнении воспроизводимости усредненной и традиционной электрокардиограммы (ЭКГ).

Материалы и методы. 20 практически здоровых добровольцев (10 мужчин и 10 женщин в возрасте 18–25 лет) обследованы дважды с интервалом в 1 неделю. Регистрация ЭКГ осуществлялась с помощью компьютеризированного электрокардиографа в 12 общепринятых отведениях и системе ортогональных отведений по Франку в течение 5 минут. Для математического усреднения ЭКГ использовалась разработанная нами программа «HR ECG». При определении воспроизводимости методов оценивались сумма продолжительностей зубца Р, интервала РQ, комплекса QRS и амплитуд зубцов P, Q, R, S и Т в оператор-независимых отведениях — I стандартном при регистрации в 12 отведениях и Y при регистрации в системе ортогональных отведений по Франку традиционной и усредненной ЭКГ, а также наиболее широко используемые индексы гипертрофии левого желудочка (ГЛЖ): Sokolow-Lyon, Cornell voltage, Cornell product.

Результаты. Коэффициент вариабельности для временных показателей при повторных исследованиях для традиционной и усредненной ЭКГ составил 13,1 % против 4,8 % (p < 0,01) для I стандартного отведения и 16 % против 4,8 % (p < 0,01) для отведения Y соответственно. Коэффициент вариабельности для амплитудных показателей при повторных исследованиях для традиционной и усредненной ЭКГ составил 12,2 % против 7,2 % (p < 0,01) для I стандартного отведения и 10,3 % против 6,7 % (p < 0,05) для отведения Y соответственно. Для индексов ГЛЖ Sokolov-Lyon, Cornell voltage, Cornell product по данным неусредненной и усредненной ЭКГ вариабельность составила 12,3; 16,9 и 12,8 % против 8,0; 14,2 и 10,1 % соответственно (p < 0,05 для всех показателей).

Выводы. Воспроизводимость усредненной ЭКГ значительно превышает традиционный метод, как в отношении амплитудных, так и временных характеристик, а также индексов ГЛЖ сердца. Использование метода в клинической практике повысит надежность индивидуализированной оценки изменений миокарда при одномоментном исследовании и в динамике, а в исследованиях с ЭКГ контролем позволит сократить время или объем групп для достижения статистически значимого результата.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1607-419X (Print)
ISSN 2411-8524 (Online)