Preview

Артериальная гипертензия

Расширенный поиск
Том 31, № 2 (2025)
Скачать выпуск PDF
82-97 21
Аннотация

Результаты крупных клинических и популяционных исследований свидетельствуют о том, что повышенная частота сердечных сокращений (ЧСС) у пациентов с артериальной гипертензией (АГ) статистически значимо увеличивает риск повреждения органов-мишеней, развития осложнений сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и смерти от всех причин. В связи с этим измерение ЧСС в покое должно быть обязательным компонентом объективной оценки состояния пациента с АГ. Было показано, что этот простой показатель отражает активацию симпатического отдела вегетативной нервной системы. В качестве маркера гиперсимпатикотонии и независимого фактора риска развития осложнений ССЗ обычно используется пороговое значение ЧСС в покое более 80 ударов в минуту (уд/мин). Однако необходимость и целевой уровень ЧСС у пациентов с неосложненной АГ на сегодняшний день остаются предметом дискуссий. При наблюдении за такими пациентами важно учитывать наличие симптомов повышенной ЧСС, уровень АД и наличие сопутствующих заболеваний. Установление причины тахикардии у пациентов с АГ может быть непростой клинической задачей. Увеличение ЧСС в покое у таких пациентов может быть обусловлено не только гиперсимпатикотонией, но и такими причинами, как анемия, тиреотоксикоз, гиповолемия, хроническая сердечная недостаточность и другими. Необходимо также учитывать метаболический статус пациента и влияние образа жизни. Данная статья представляет собой резюме совета экспертов по вопросам ведения пациентов с АГ и ЧСС более 80 уд/мин, в том числе с применением кардиоселективных бета-адреноблокаторов.

98-114 14
Аннотация

Высокое содержание NaCl в пище способствует гиперволемии и росту артериального давления (АД). Чувствительность к NaCl была обнаружена у 26 % нормотензивной популяции людей и у 51 % гипертензивных пациентов. Цель работы — оценить с помощью метаанализа влияние денервации почек (ДП) на уровень АД у нормотензивных и гипертензивных солечувствительных крыс (Dahl-S и DOCA), потребляющих диету, обогащенную NaCl. Материалы и методы. Для метаанализа было отобрано 8 работ, в которых исследовались нормотензивные животные без указания повышенной чувствительности к соли, в 9 работах были использованы крысы линии Dahl-S (генетические аномалии ассоциированы с обширным повреждением почек и ростом АД при высокосолевой диете), в 12 работах — крысы с моделью DOCA (введение дезоксикортикостерона ацетата нормотензивным крысам вызывает гиперволемию и рост АД при высокосолевой диете). Результаты. Высокосолевая диета вызывала развитие выраженной гипертензии у крыс линии Dahl-S даже при наличии двух почек и у DOCA крыс с одной почкой. По результатам метаанализа, тотальная двусторонняя ДП снижала уровень АД на 3–6 % у нормотензивных, Dahl-S и DOCA крыс с двумя почками, содержащимися на высокосолевой диете. Максимальный гипотензивный эффект ДП (9–12 %) наблюдался у однопочечных крыс с DOCA-солевой гипертензией. ДП не уменьшала синдром «белого халата» в исследованных моделях, однако окончательный вывод о влиянии ДП на АД при эмоциональном стрессе сделать невозможно из-за разницы экспериментальных методик и малого количества исследований с использованием телеметрического измерения АД. Предварительная ДП существенно тормозила развитие DOCА-солевой, но не Dahl-S гипертензии. У нормотензивных животных и у крыс линии Dahl-S эффект ДП не зависел от продолжительности высокосолевой диеты. Чем дольше продолжалась DOCA-солевая гипертензия до ДП, тем меньше был антигипертензивный эффект ДП. У Dahl-S крыс первые 3 недели после ДП экскреция натрия уменьшалась, а через 4–6 недель увеличивалась. При этом нет достаточных доказательств изменения после ДП экскреции натрия у крыс с DOCA-солевой гипертензией. Выводы. При высокосолевой диете у нормотензивных крыс и у животных с солечувствительной гипертензией тотальная ДП снижает базовый уровень АД. Антигипертензивный эффект тотальной ДП больше у DOCA-крыс по сравнению с крысами линии Dahl-S, содержащимися на высокосолевой диете.

115-124 9
Аннотация

В настоящей статье рассмотрены основные вопросы, касающиеся выбора тактики лечения больных с фибромускулярной дисплазией почечных артерий. Продемонстрированы ключевые положения российских, европейских и американских согласительных документов. Уделено внимание последним исследованиям, отражающим современные представления об этиологии, факторах риска, генетических предикторах развития заболевания, а также хирургических подходах в лечении.

125-135 13
Аннотация

Цель исследования. Оценить неинвазивные параметры миокардиальной работы у пациентов с сохраненной фракцией выброса левого желудочка (ФВ ЛЖ) спустя 6 месяцев после инфаркта миокарда (ИМ) в зависимости от наличия/отсутствия сердечной недостаточности (СН) по алгоритму HFA-PEFF (the Heart Failure Association Score for heart failure with preserved ejection fraction, алгоритм Ассоциации сердечной недостаточности для диагностики СН с сохраненной ФВ ЛЖ). Материалы и методы. Включено 90 пациентов, перенесших 24 недели назад ИМ и имеющих ФВ ЛЖ ≥ 50 % на момент включения. Средний возраст исследуемых составил 58 (53; 61) лет. Проводилась эхокардиография на аппарате Vivid GE 95 Healthcare (США). Оценивали глобальный продольный стрейн (GLS), глобальный индекс работы (GWI); глобальную конструктивную (GCW) и потерянную работу (GWW); глобальную эффективность работы (GWE). Следуя алгоритму HFA-PEFF, пациентам присваивали баллы. При < 2 баллов диагноз СНсФВ исключался, ≥ 5 баллов — считался подтвержденным, 2–4 — неопределенный результат. Результаты. В 1-ю группу с низкой вероятностью СНсФВ вошло 17 (19 %) человек; во 2-ю группу — 47 (52 %) исследуемых; 3-я группа объединила 26 (29 %) человек с высоковероятной/ подтвержденной СНсФВ (≥ 5 баллов). Установлены более низкие значения GWE, GCW, GWI через 6 месяцев у пациентов с подтвержденной СНсФВ по сравнению с 1-й группой. При динамическом наблюдении выявлено улучшение GWI в течение 6 месяцев за счет увеличения GCW у пациентов группы с маловероятной СНсФВ. Было установлено, что GWI, GCW и GWЕ обладали высокими значениями чувствительности в отношении выявления лиц 3-й группы с СНсФВ. Пороговое значение для GWE составило 93,5 % (чувствительность 90 %; специфичность 70 %, NPV 85 %), для GWI 1420 мм рт. ст. % (чувствительность 90 %; специфичность 80 %, NPV 88 %), а для GCW составило 1777 мм рт. ст. % (чувствительность 85 %; специфичность 70 %, NPV 84 %). Заключение. Установлено, что параметры работы миокарда обладают диагностической значимостью в отношении исключения СНсФВ у больных, перенесших ИМ.

136-147 9
Аннотация

Цель исследования — выявить особенности суточного профиля артериального давления (АД) у пациентов с артериальной гипертензией (АГ) в зависимости от наличия хронической сердечной недостаточности (ХСН) и синдрома старческой астении (ССА). Материалы и методы. 320 респондентов с АГ (56,9 % женщин и 43,1 % мужчин, средний возраст 85,8 ± 4,5 года) разделены на четыре группы: 1А группа — пациенты с АГ, ССА и ХСН (n = 84), 1Б группа — пациенты с АГ, ССА без ХСН (n = 77), 2А группа — пациенты с АГ, ХСН без ССА (n = 84), 2Б группа — пациенты с АГ без ХСН и без ССА (n = 75). Для диагностики ССА использовали опросник «Возраст не помеха» и проводили комплексную гериатрическую оценку. Всем больным выполняли суточное мониторирование артериального давления (СМАД) и оценивали среднесуточные, ночные, дневные показатели систолического АД (САД), диастолического АД (ДАД) и пульсового АД (ПАД), а также их вариабельность, степень ночного снижения АД и индексы нагрузки давлением. Результаты. У пациентов с АГ без ССА наличие ХСН приводило к статистически значимо более низким значениям САД и ДАД во все временные промежутки (р < 0,005), более низким значениям индекса времени (ИВ) САД за день (р = 0,007) и ночь (р < 0,001), а также индекса площади (ИП) САД (р < 0,001), значимо большему проценту случаев суточного индекса (СИ) по САД “dipper” (р < 0,001), меньшему проценту пациентов с СИ по САД “non-dipper” (р < 0,001) и “night-peaker” (р = 0,046) по сравнению с «крепкими» больными АГ без ССА и без ХСН. При наличии ССА у пациентов с АГ без ХСН по сравнению с больными АГ без ССА и без ХСН также отмечались более низкие значения САД и ДАД во все временные промежутки (р < 0,005), показателей нагрузки давлением (ИВ САД за день (р < 0,001) и ночь (р < 0,001), ИП САД (р < 0,001)). Кроме того, наблюдались более высокие значения вариабельности САД в течение суток (р = 0,001) и ночью (р < 0,001). К характерным особенностям для пациентов с АГ и ССА следует отнести не только значимое увеличение процента пациентов с СИ по САД “dipper” (р = 0,004) и снижение “non-dipper” (р = 0,002), но и больший процент пациентов с чрезмерным снижением САД в ночное время (“over-dipper”) (р = 0,038). Заключение. Результаты исследования позволили судить о параметрах суточного профиля АД, с одной стороны, только при ХСН, с другой — только при ССА, а также при их сочетании у пациентов с АГ в возрасте 80 лет и старше.

148-162 56
Аннотация

Актуальность. Артериальная гипертензия (АГ) — «молчаливый убийца», и в отсутствие должного лечения может приводить к сердечно-сосудистыми осложнениям (ССО) вплоть до летального исхода. Несмотря на развитие превентивных подходов, поведение пациентов с АГ в отношении профилактики ССО остается неоптимальным. Цель исследования — разработать модель здорового поведения на основании транскультурной теории по оказанию сестринской медицинской помощи для профилактики ССО у пациентов с АГ. Материалы и методы. Данное исследование является кросс-секционным. Всего было включено 130 участников, соответствовавших критериям включения/исключения. Предлагаемая модель включает 7 переменных, а именно: факторы, связанные с пациентом; культурные факторы, факторы, связанные со службой оказания медицинской помощи; сопровождение, переговоры, реструктурирование и профилактика ССО. Данные были собраны с помощью опросника, который ранее был валидирован и продемонстрировал надежные результаты. Анализ результатов был проведен с использованием метода моделирования, «метода частичных наименьших квадратов» (the Structural Equation Modeling — Partial Least Square, SEM-PLS). Результаты. По результатам критерия R-квадрата, вклад факторов, связанных с пациентом, культурных факторов и факторов, связанных со службой оказания медицинской помощи, составил 50,4 % в сопровождение, 34,7 % — в переговоры, и 23,3 % — в реструктурирование. Более того, вклад сопровождения, переговоров и реструктурирования в профилактику ССО у пациентов с АГ составил 58,7 %. Согласно результатам Q2 теста прогностической значимости показатель составил > 0. Выводы. Факторы, связанные с пациентом, культурные факторы, факторы, связанные со службой оказания медицинской помощи, влияют на показатели сопровождения, переговоров и реструктурирования при применении мер по профилактике ССО у пациентов с АГ. Модель здорового поведения, разработанная в этом исследовании, обладает хорошей прогностической значимостью, что свидетельствует о том, что эта модель является перспективной с точки зрения преодоления бремени АГ и внедрения мер по профилактике ССО.

164-174 24
Аннотация

Артериальная гипертензия (АГ) остается глобальной медико-социальной проблемой, оказывая значительное влияние на сердечно-сосудистую заболеваемость и смертность. Детальное изучение механических и функциональных изменений в стенке артерий, ассоциированных с возрастом, привело к разработке концепций раннего (англ. Early Vascular Aging — EVA-синдром), здорового (англ. Healthy Vascular Aging — HVA) и сверхнормального (англ. SUPERNOrmal Vascular Aging — SUPERNOVA) сосудистого старения. Выявление предикторов и патогенетических механизмов формирования вышеперечисленных фенотипов, а также детерминант прогрессирования артериальной жесткости позволит разработать профилактические и терапевтические стратегии с целью снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. При этом не менее значимым является выделение пациентов с уже сформированной артериальной ригидностью и, как следствие, изолированной систолической артериальной гипертензией (ИСАГ) в отдельную группу ввиду необходимости оптимизации лечения данной когорты с целью замедления процессов нарастания жесткости артерий и минимизации нежелательных эффектов гипоперфузии. Таким образом, целью данного литературного обзора стала систематизация накопленных знаний о возможностях замедления процессов сосудистого старения, а также инструментах повышения эффективности и безопасности лечения в группе пациентов с ИСАГ. Представлено клиническое наблюдение за 44 пациентами с ИСАГ, которые проходили лечение на базе бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический кардиологический диспансер» и получали фиксированную комбинацию амлодипин/индапамид. К концу периода наблюдения выявлены высокая приверженность, переносимость и эффективность данной терапии, а также зафиксирована тенденция к снижению артериальной жесткости, оцененной по сердечно-лодыжечному сосудистому индексу (англ. cardio-ankle vascular index — CAVI). Однако определена необходимость в проведении дальнейших исследований для стратификации пациентов с целью выделения когорт, которые потенциально могут получить бóльшую выгоду от использования превентивных вмешательств.

175-181 10
Аннотация

Описана история открытия в 1896 году ренина Робертом Тигерштедтом и Пером Бергманом, а также их жизненный и творческий путь. В результате ряда экспериментов ученые обнаружили, что введение животным экстракта почек, полученного от других животных, вызывает закономерный и значительный прирост артериального давления. В дополнительных опытах удалось локализовать выработку ренина в почках (в корковом веществе), охарактеризовать его физико-химические свойства, указывавшие на принадлежность к пептидам, проанализировать вазоконстрикторный механизм и фармакокинетические свойства препарата — скорость наступления и продолжительность эффекта.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1607-419X (Print)
ISSN 2411-8524 (Online)