Preview

Артериальная гипертензия

Расширенный поиск
Том 18, № 1 (2012)
https://doi.org/10.18705/1607-419X-2012-18-1

КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

5-10 565
Аннотация
Цель исследования — оценка эффективности и безопасности Престариума А в терапевтической дозе 10 мг/ сутки в лечении пациентов с артериальной гипертензией (АГ) и дислипидемией. Материалы и методы. Исследование проводилось в условиях реальной клинической практики, с участием 276 врачей (терапевтов и кардиологов). Всего в исследовании приняли участие 2075 больных АГ 1—3-й степени в возрасте от 18 до 67 лет (средний возраст 55,4 ± 8,1 года). Больным был назначен Престариум А в стартовой дозе 10 мг 1 раз в сутки утром. В случае приема ранее препаратов, блокирующих ренин-ангиотензин-альдостероновую систему, проводилась их отмена, терапия антигипертензивными препаратами других классов при необходимости сохранялась без изменений. Из других препаратов пациенты получали: антиагреганты — 17 %, нестероидные противовоспалительные средства — 11 %, статины — 23,2 %, при этом сохранялись высокие показатели общего холестерина и холестерина липопротеинов низкой плотности (ХС ЛПНП). Результаты. Через 4 месяца приема Престариума А более 90 % пациентов достигли целевого уровня как по систолическому (САД), так и по диастолическому АД (ДАД), и 100 % пациентов имели АД ниже 140/90 мм рт. ст. Смена терапии на Престариума А сопровождалась достоверным снижением САД и ДАД соответственно на 21 и 17,1 % (р < 0,05). Также отмечалось значительное улучшение показателей липидного профиля: снижение общего холестерина на 15 %, ЛПНП — на 16,3 % и повышение липопротеинов высокой плотности на 9,5 % (все р < 0,05). Заключение. В условиях реальной клинической практики у пациентов с артериальной гипертензией и гиперлипидемией продемонстрирована возможность дополнительного снижения общего холестерина, ХС ЛПВП и ХС ЛПВП повышения при терапии Престариумом в дозе 10 мг в сутки. При этом 90 % пациентов достигли также целевого уровня АД.
11-17 1022
Аннотация
Несмотря на достижение в последнее десятилетие значительных успехов в изучении патогенеза, клиники и лечения хронической сердечной недостаточности (ХСН), данная патология по-прежнему остается широко распространенным и прогностически неблагоприятным заболеванием. Научный мир пока не может прийти к единому мнению в отношении целесообразности назначения статинов при ХСН. Данные по их эффективности и безопасности противоречивы и требуют уточнения, поскольку пациенты с ХСН систематически исключались из большинства крупномасштабных исследований со статинами. Учитывая, что снижение уровня липопротеинов низкой плотности не является единственным механизмом положительного действия статинов у больных ХСН, большое значение придается плейотропным эффектам этого класса лекарственных средств.
18-24 578
Аннотация
Понимание роли рецепторов пролиферации пероксисом-альфа (PPAR-α) в атерогенезе представляет не только теоретический интерес, но и имеет большое практическое значение, так как в настоящее время существуют препараты, способные усиливать активность этих рецепторов. Установлено, что активация PPAR-α фибратами приводит не только к значительному снижению уровня триглицеридов крови за счет активации липопротеиновой липазы, но и повышает синтез основных апобелков, входящих в состав липопротеинов высокой плотности (ЛПВП), что способствует усилению обратного транспорта холестерина из хиломикронов и липопротеинов очень низкой плотности в печень. Кроме того, PPAR-α усиливают захват ЛПВП печенью. Помимо этого, имеются данные о способности PPAR-α принимать участие в регуляции процессов воспаления, экспрессии молекул адгезии, выработке факторов хемотаксиса, а также подавлять пролиферацию гладкомышечных клеток и активность фибробластов. Приведенные данные свидетельствуют о том, что PPAR-α принимают непосредственное участие в процессах атерогенеза и их активация может способствовать регрессу атеросклеротических бляшек и значительному снижению кардиометаболического риска.

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ 

25-31 993
Аннотация
Актуальность. Исследования последних лет показали, что дефицит витамина D может быть ассоциирован с количеством жировой ткани и параметрами углеводного обмена. Однако имеющиеся в настоящее время данные весьма противоречивы. Цель исследования. В нашем исследовании была проведена оценка взаимосвязи между уровнем 25-гидроксивитамина D [25(ОН)D]. в сыворотке крови и количеством жировой массы, показателями метаболизма глюкозы у практически здоровых женщин. Материалы и методы. В исследование было включено 320 практически здоровых женщин в возрасте от 40 до 52 лет (средний возраст — 46,1 ± 4,5 года). Уровень 25(ОН)D, инсулина в сыворотке крови были оценены иммуноферментным методом, уровень глюкозы плазмы — при помощи стандартного метода. Для оценки чувствительности тканей к инсулину были рассчитаны показатели HOMA и ISI (0,120) индексы. Для определения количества жировой ткани и расчета показателя индекса массы жира 134 женщинам была выполнена двухэнергетическая рентгеновская денситометрия. Результаты. Уровень 25(OH)D в сыворотке крови составил 19,4-134,0 нМоль/л (в среднем 52,9 ± 22,7 нМоль/л). Недостаток или дефицит витамина D (уровень ниже 75 нМоль/л) был диагностирован у 86,8 % обследованных женщин. Результаты исследования показали, что снижение уровня витамина D было ассоциировано с ожирением (г = -0,35, p < 0,01), повышением глюкозы плазмы на фоне глюкозотолерантного теста (ГТТ) (r = -0,31, p < 0,01) и снижением показателя чувствительности тканей к инсулину (r = -0,28, p < 0,01). Было установлено, что уровень витамина D ниже 50 нМоль/л был ассоциирован с увеличением риска ожирения (OR 2,1; CI 95 %) и сахарного диабета 2-го типа (OR 1,67; CI 95 %). Выводы. Результаты исследования показали, что дефицит витамина D широко представлен в популяции практически здоровых женщин и низкий уровень 25(ОН)D в сыворотке крови ассоциирован с увеличением количества жировой ткани, повышением глюкозы плазмы на фоне ГТТ и снижением чувствительности тканей к инсулину. Таким образом, недостаток витамина D может быть дополнительным фактором риска ожирения, инсулинорезистентности, способствующих развитию сахарного диабета 2-го типа.
32-36 647
Аннотация
Цель исследования — провести комплексную лабораторно-инструментальную и прогностическую оценку больных артериальной гипертензией (АГ) в сочетании с сахарным диабетом 2-го типа (СД 2) и фибрилляцией предсердий (ФП). Материалы и методы. В результате ретроспективного анализа 3150 историй болезни и текущего наблюдения отобрано 443 клинических случая АГ с сопутствующей патологией — СД 2 с или без ФП. Отобранные больные были разделены на группы: 1-я группа включила пациентов с АГ, сочетанной с СД 2 и ФП; 2-я группа — лиц с АГ, сочетанной с СД 2; 3-я группа — больных АГ, сочетанной с ФП. Осуществлен дискриминантный анализ гемодинамических, электро- и эхокардиографических, рутинных биохимических (сахар крови, уровень гликированного гемоглобина, мочевой кислоты, калия, холестерина, липопротеинов низкой и высокой плотности, триглицеридов, С-реактивного белка, микроальбуминурии, протромбина и международное нормализованное отношение) параметров, а также уровни адипокинов (фактор некроза опухоли альфа, адипонектин, лептин, резистин). Проведена оценка выживаемости исследуемых больных с помощью построения кривых Каплана-Мейера. Результаты. Установлено, что у пациентов 1-й группы отмечаются не только особенности субклинического поражения органов-мишеней, расстройства основных видов обмена и дисфункция гормонально-регуляторной активности жировой ткани, но и достоверно худший общий прогноз по сравнению с лицами с АГ, страдающими или СД 2, или ФП. Выводы. Сочетание АГ, СД 2 и ФП, по-видимому, можно рассматривать как феномен взаимного отягощения, что позволяет выделить этих больных в отдельную группу повышенного риска.
37-44 490
Аннотация
Цель исследования — оценить диагностическую значимость маркера поражения коллагенового матрикса почек у больных гипертонической болезнью (ГБ) и определить возможности антигипертензивной терапии в коррекции почечной дисфункции в зависимости от тактики и выбора ее назначения. Материалы и методы. Исследование проведено в 2 этапа. На первом этапе определялась диагностическая значимость тканевого ингибитора матриксных металлопротеиназ 1-го типа (TIMP-1) у больных ГБ при нормальной скорости клубочковой фильтрации (СКФ) и отсутствии микроальбуминурии (МАУ). В зависимости от уровня СКФ больные были разделены на 2 группы: первая группа (n = 16) — СКФ более 60 мл/мин/1,73 м2, вторая группа (n = 15) — СКФ менее 60 мл/мин/1,73 м2. На втором этапе обследовано 60 больных ГБ с почечной дисфункцией, которые были разделены на две равные группы в зависимости от выбора антигипертензивной терапии со старта. Первая группа получала фиксированную комбинацию эпросартана мезилат в дозе 600 мг и гидрохлортиазида в дозе 12,5 мг в один прием в сутки независимо от исходного уровня артериального давления (АД) в дебюте исследования. Во второй группе назначалась монотерапия эналаприлом или в комбинации с гидрохлортиазидом в зависимости от степени повышения АД и группы сердечно-сосудистого риска. Результаты. Повышение TIMP-1 в диапазоне от 138 до 183 нг/мл отмечено у больных ГБ при нормальной СКФ и отсутствии МАУ, при снижении СКФ менее 60 мл/мин/1,73м2 уровень TIMP-1 был выше 183 нг/мл. В ходе лечения у пациентов первой группы отмечена достоверно более выраженная коррекция почечной дисфункции, чем во второй группе. В том числе, на фоне терапии эпросартаном в фиксированной комбинации с гидрохлортиазидом наблюдалась более выраженная деградация коллагена в экстрацеллюлярном матриксе почек, чем при назначении эналаприла и его свободной комбинации с тиазидовым диуретиком. Выводы. У больных ГБ при нормальной СКФ и отсутствии МАУ повышенный уровень TIMP-1 может расцениваться как новый метод раннего субклинического поражения почек. Наиболее эффективной антигипертензивной стратегией в коррекции почечной дисфункции у нелеченых больных ГБ явилась фиксированная комбинация эпросартана и гидрохлортиазида независимо от исходного уровня АД и сердечно-сосудистого риска.
46-51 456
Аннотация
Контроль над уровнем артериального давления по-прежнему проблематичен и не превышает 30 % в популяции, проживающей в Европе, несмотря на распространенность и доступность эффективных гипотензивных препаратов. Низкая приверженность к лечению — одна из причин трудности достижения целевого артериального давления. Введение в практику комбинированных гипотензивных препаратов с высокой фиксированной дозой позволяет упростить терапию у лиц, уже получающих комбинированные препараты, и повысить приверженность у пациентов с высоким риском, принимающих препараты по отдельности.
52-57 573
Аннотация
Цель исследования — изучить функциональное состояние эндотелия у пациентов с бронхиальной астмой (БА) и сопутствующей гипертонической болезнью (ГБ). Материалы и методы. Уровни эндотелийзависимой и эндотелийнезависимой вазодилатации (ЭЗВД и ЭНВД), систолического давления в легочной артерии (СДЛА) были исследованы с помощью ультразвукового сканера у больных БА в период обострения болезни и после лечения. Результаты. Уровень СДЛА до лечения у больных БА с сопутствующей ГБ I стадии (31,3 ± 0,6 мм рт. ст.) и II стадии (31,4 ± 0,7 мм рт. ст.) был выше, чем у больных БА с нормальным артериальным давлением (28,3 ± 0,6 мм рт. ст.), p < 0,05. Показатели ЭЗВД после лечения у больных БА с сопутствующей ГБ I стадии (11,12 ± 1,00 %) и II стадии (10,04 ± 0,88 %) были ниже, чем у больных БА с нормальным артериальным давлением (15,60 ± 1,58 %), p < 0,05. Величины СДЛА, ЭЗВД, ЭНВД у пациентов с различной тяжестью течения БА были сопоставимыми. Выводы. Функциональное состояние эндотелия, уровень СДЛА у больных БА связаны с наличием сопутствующей ГБ
58-61 654
Аннотация
Цель исследования — изучение динамики артериального давления (АД), индекса массы миокарда левого желудочка (ИММЛЖ), объема внеклеточной жидкости (ОВЖ) и сопротивления сосудов кожи при лечении левотироксином натрия больных с впервые выявленным первичным гипотиреозом (ПГТ) и ранее диагностированной артериальной гипертензией (АГ). Материалы и методы. До начала терапии левотироксином натрия и после достижения эутиреоза 49 амбулаторным больным ПГТ проведено суточное мониторирование АД, эхокардиографическое исследование, интегральная реография тела и высокочастотная ультразвуковая допплерография артериол ногтевого валика. Результаты. После компенсации тиреоидного статуса уровень систолического АД в дневные часы снизился в среднем на 8,5 (95 % ДИ: 5,5-11,5) мм рт. ст., в ночные — на 5,3 (2,5—8,1) мм рт. ст. Диастолическое АД снизилось соответственно на 3,8 (1,2-6,4) и 3,5 (0,9-6,1) мм рт. ст. ОВЖ уменьшился на 1,5 (0,11-2,91) л, ИММЛЖ — на 8,5 (1,9-15,0) г/м2, а индекс Пурсело, отражающий в данном случае сопротивление сосудов кожи, уменьшился на 0,19 (0,05-0,33) единицы или на 25 % к исходному уровню. Вывод. В патогенезе АГ у больных ПГТ может играть роль характерное для данной эндокринопатии увеличение ОВЖ.
62-66 954
Аннотация
Цель исследования. В ходе работы изучены особенности суточного профиля артериального давления (АД) у пациентов с гипертонической болезнью (ГБ) II стадии, сочетающейся с хроническим вирусным гепатитом С (ХВГС). Материалы и методы. В исследование включены 54 пациента, страдающие ГБ II стадии в сочетании с ХВГС (45 мужчин и 9 женщин): средний возраст (M ± SD) — 56,3 ± 5,1 года, индекс массы тела — 30,1 кг/м2. Группа сравнения представлена 60 пациентами с эссенциальной АГ, сопоставимыми с больными основной группы, не имеющими клинически значимой сопутствующей патологии. У всех пациентов был изучен суточный профиль АД. Лица с АГ в сочетании с ХВГС характеризуются достоверно более высокой «нагрузкой давлением» (индекс времени систолического АД, ИВ САД — 75,35 ± 0,58 %), чем лица с АГ без сопутствующей патологии печени (ИВ САД — 70,59 ± 1,41 %, p < 0,05). Выводы. Таким образом, установлено, что для пациентов с АГ в сочетании с ХВГС характерна большая степень стабильности нахождения показателей АД в гипертензивном диапазоне значений, чем для лиц с эссенциальной АГ без сопутствующей патологии печени.
67-72 937
Аннотация
Целью исследования было выявление взаимосвязи между уровнем артериального давления в первом триместре беременности и риском развития гестационного сахарного диабета. Материалы и методы. Обследовано 209 женщин, которым на сроке беременности 24-28 недель был выполнен пероральный глюкозотолерантный тест. Диагноз гестационного сахарного диабета устанавливали по критериям ВОЗ. Данные об уровне артериального давления, массе тела и окружности живота при постановке на учет по беременности были получены из медицинских карт беременных женщин. Результаты. Повышенное артериальное давление при постановке на учет по беременности сопровождалось повышением риска развития гестационного сахарного диабета почти в 6 раз (отношение шансов — ОШ = 5,8, доверительный интервал — 95 % ДИ 1,9 -17,5, р = 0,001) по сравнению с женщинами без артериальной гипертензии. Наличие любой артериальной гипертензии (в том числе компенсированной на медикаментозной терапии) в I триместре беременности было ассоциировано с увеличением риска развития гестационного сахарного диабета в 3 раза (ОШ = 3,04, 95 % ДИ 1,5 -6,3) по сравнению с женщинами без артериальной гипертензии (р = 0,005). Выводы. Полученные данные указывают на то, что женщины с высоким артериальным давлением в I триместре беременности имеют повышенный риск развития гестационного сахарного диабета.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1607-419X (Print)
ISSN 2411-8524 (Online)