РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Несмотря на то что за последние два десятилетия многие сложные вопросы диагностики и хирургического лечения больных гормонально-активными образованиями надпочечников (ГАОН) детально изучены, осведомленность практикующих врачей об этой патологии остается недостаточной. Анализ результатов обследования и лечения 758 больных ГАОН свидетельствует, что длительно существующая при этой патологии симптоматическая артериальная гипертензия (САГ) характеризуется злокачественным течением с развитием сосудистых осложнений в бассейне сердечных и/или мозговых артерий, трудно поддается антигипертензивной терапии и требует целенаправленной коррекции обменно-эндокринных нарушений перед хирургическим вмешательством. Установлено, что адреналэктомия у больных ГАОН является основным методом устранения САГ. Причины сохранения или рецидивирования артериальной гипертензии (АГ) у 35,7% оперированных не связаны с оперативным вмешательством, а обусловлены длительностью повышенного артериального давления более 5,37 ± 3,30 года до манифестации опухолевого процесса у пациентов зрелого возраста (старше 44,75 ± 3,89 года), эндокринно-обменными и сердечно-сосудистыми нарушениями. Преобладание прессорных гормонов над депрессорными приводит к ремоделированию сердечно-сосудистой системы, обусловливает развитие диастолической дисфункции левого желудочка вследствие нарушения релаксации миокарда и возрастания роли систолы предсердий в его наполнении. Выявление указанных факторов, способствующих сохранению или рецидиву АГ, требует подбора и проведения у прооперированных больных целенаправленной антигипертензивной терапии. Своевременная диагностика у больных ГАОН, проведение патогенетически обоснованной предоперационной медикаментозной подготовки и выполнение адекватного хирургического лечения способствуют устранению САГ надпочечникового генеза, обеспечивают хорошие результаты лечения и высокое качество жизни пациентов.
Цель исследования — оценить и сравнить функциональное состояние эндотелия у больных эссенциальной артериальной гипертензией (АГ) и первичным гиперальдостеронизмом (ПГА). Материалы и методы. Проанализированы результаты обследования 82 человек: 19 пациентов с ПГА, 36 пациентов с эссенциальной АГ II стадии с повышением уровня артериального давления (АД) 1–2‑й степени и 27 практически здоровых лиц. Средний возраст пациентов в группах значимо не отличался. Длительность АГ у лиц с ПГА составила 1,95 ± 0,24 года, у лиц с гипертонической болезнью (ГБ) — 5,5 ± 0,5 года. Обследование больных и лиц контрольной группы проводилось в стационарных условиях в соответствии с общепринятыми стандартами на фоне соблюдения клинического режима и диеты. Оценка функции эндотелия проводилась с использованием следующих методик: оценки количества циркулирующих десквамированных эндотелиоцитов (ЦЭК) в крови по методике Hladovec J., пробы с реактивной гиперемией и последующим расчетом эндотелийзависимой вазодилатации в виде процента прироста диаметра плечевой артерии (ПА), исследования содержания в плазме крови суммы нитратов и нитритов по методике, основанной на реакции Грисса, оценки экскреции оксида азота с мочой. Результаты. Дисфункция эндотелия (ДЭ) была характерна для всех обследованных лиц с повышенным АД. Однако результаты свидетельствуют о более выраженной степени нарушений функционального состояния эндотелия при ПГА по сравнению с эссенциальной АГ, что выражалось в значимо более высоком содержании количества ЦЭК, значимо более низком приросте диаметра ПА в пробе с реактивной гиперемией, значимом снижении уровня суммарных нитритов/нитратов в крови, повышенном уровне экскреции оксида азота с мочой. С помощью метода дискриминантного анализа на основании этих показателей разработана классификация степени тяжести ДЭ, в результате чего было констатировано, что пациенты с эссенциальной АГ имели умеренную, а с ПГА — выраженную степень ДЭ. Предложенный классификационный подход может быть успешно использован для динамического контроля эффективности медикаментозной коррекции ДЭ у лиц с различными заболеваниями, сопровождающимися подъемом АД.
Цель исследования — разработка способа дифференциальной диагностики основных форм пер- вичного гиперальдостеронизма (ПГА) на основании метода высокоэффективной жидкостной хромато- графии (ВЭЖХ). Материалы и методы. В исследование включены 98 пациентов с ПГА и с эссенциальной артериальной гипертензией (ЭАГ). Уровни альдостерона и активности ренина плазмы измеряли радиоиммунологическим анализом, уровень ренина — иммуноферментным анализом, уровни кортизола (F), кортизона (E), кортикостерона (B), 11‑дезоксикортикостерона (DOC), 11‑дегидроксикортикостерона (А), 11‑дезоксикортизола (S), 18‑гидроксикортикостерона (18‑ОН-В) в крови, экскрецию с мочой свободного кортизола (UFF), свободного кортизона (UFE), 18‑гидроксикортикостерона (U18‑ОН-В) методом ВЭЖХ. Проводились функциональные пробы с дексаметазоном, физиологическим раствором, «маршевой» нагрузкой; компьютерная томография надпочечников с контрастированием. Всем больным с подтвержденным ПГА выполняли сравнительный селективный забор крови из надпочечниковых вен (ССЗВК). Результаты. У пациентов с ПГА установлено повышение уровней B, DOC, 18‑OH-B в крови и экскреции U18‑OH-B с мочой по сравнению с обследованными с ЭАГ по данным метода ВЭЖХ. Кроме того, у пациентов с альдостеромой установлено сочетанное повышение уровней B, DOC, 18‑OH-B в крови и экскреции U18‑OH-B с мочой, у обследованных с идиопатическим гиперальдостеронизмом (ИГА) выявлено снижение соотношений F/E и B/А в крови, UFF/UFE в моче. Наиболее высокие чувствительность и специфичность для подтверждения диагноза ПГА были выявлены при определении B, DOC, 18‑OH-B в крови и экскреции U18‑OH-B с мочой. У больных с альдостеромой выявлено увеличение уровней В и 18‑ОН-В, соотношений B/А, B/F и 18‑OH-B/F в крови из надпочечниковой вены на стороне образования по сравнению с аналогичными показателями у пациентов с ИГА. Выводы. Уровни B, DOC, 18‑OH-B в крови и экскреции U18‑OH-B с мочой, определяемые методом ВЭЖХ, являются информативными и надежными показателями для ранней диагностики ПГА. Использование метода ВЭЖХ в комплексе обследования пациентов с ПГА необходимо при значении альдостерон-ренинового соотношения в диапазоне от 30 до 50 нг/дл на нг/мл/час и при пограничных значениях коэффициента латерализации по данным ССЗВК.
Целью нашей работы было оценить распространенность предгипертензии (ПГ) и связь с факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний в популяционной выборке жителей Российской Федерации. Материалы и методы. Исследование ЭССЕ-РФ выполнено в 12 регионах Российской Федерации (Волгоград, Вологда, Воронеж, Владивосток, Иваново, Кемерово, Красноярск, Оренбург, Томск, Тюмень, Санкт-Петербург и Северная Осетия (Алания)) с различными климатическими, географическими, экономическими и демографическими характеристиками. Стратифицированная случайная выборка сформирована в каждом регионе, 20652 жителя Российской Федерации в возрасте 25–65 лет были обследованы. Все участники подписали информированное согласие и заполнили утвержденные вопросники относительно поведенческих факторов риска, социально-экономического положения и сопутствующей патологии/терапии. Были выполнены антропометрия, забор крови натощак, измерение артериального давления (АД). АД измерялось аппаратом OMRON (Япония) дважды на правой руке в положении сидя с расчетом среднего АД. Оптимальное АД соответствует уровню АД < 120/80 мм рт. ст., нормальное АД = 120–129/80–84 мм рт. ст., высокое нормальное АД = 130–139/85–89 мм рт. ст., предгипертензия АД = 120–139/80–89 мм рт. ст., артериальная гипертензия (АГ) — АД ≥ 140/90 мм рт. ст. или антигипертензивная терапия. ПГ включает группы нормального АД и высокого нормального АД. Статистический анализ проводился с помощью программы SPSS Statistics 20. Результаты. Проанализированы данные обследования 20607 участников, из них 7806 мужчин (37,9 %) и 12801 женщин (62,1 %). Оптимальное АД зарегистрировано у 3848 (23,4 %) человек, нормальное АД — у 3551 (20,1 %), высокое нормальное АД — у 2861 (14,9 %), ПГ — 6412 (35,0 %), АГ — 10347 (41,6 %), распространенность стандартизована по возрастной структуре Всемирной организации здравоохранения (2000). Среди мужчин по сравнению с женщинами значимо чаще зарегистрирована ПГ (41,2 и 30,1 % соответственно). Вероятность развития ПГ с поправкой на пол, возраст и ожирение ассоциирована с повышением уровня общего холестерина > 4,9 ммоль/л (1,27 [1,15;1,39]), липопротеинов низкой плотности > 3,0 ммоль/л (1,25 [1,14; 1,37]), три- глицеридов > 1,7 ммоль/л (1,39 [1,23; 1,58]), глюкозы ≥ 5,6 ммоль/л (1,46 [1,28; 1,67], p < 0,05). Наличие высшего образования уменьшало вероятность развития ПГ, поведенческие факторы риска не были значимыми предикторами. Выводы. Полученные результаты демонстрируют высокую распространенность ПГ и ассоциацию метаболических отклонений с трансформацией оптимального АД в ПГ, что подчеркивает важность своевременной диагностики ПГ и коррекции метаболических факторов риска сердечно- сосудистых заболеваний в российской популяции.
Целью исследования являлось сравнение антигипертензивной эффективности фиксированных комбинаций периндоприла и индапамида у пациентов с артериальной гипертензией (АГ) и высоким сердечно-сосудистым риском. Материалы и методы. Включены 65 пациентов с достигнутой на фоне предшествующей терапии без использования указанных препаратов 1–2‑й степени АГ, которым назначен либо периндоприла аргинин плюс индапамид (10 мг + 2,5 мг; 1‑я группа — 35 человек), либо индапамид плюс периндоприла эрбумин К (2,5 мг + 8 мг; 2‑я группа — 30 человек). Клиническая эффективность антигипертензивной терапии оценивалась в трех исследовательских точках с оценкой объективного клинического статуса пациента, биохимических показателей крови, измерением офисного артериального давления (АД), проведением суточного мониторирования АД (СМАД). Результаты. Показано, что периндоприла аргинин плюс индапамид по сравнению с индапамидом / периндоприла эрбумином К через 4 и через 12 недель оказывает более выраженное антигипертензивное действие по показателям офисного АД и обеспечивает значимо лучший суточный профиль АД по результатам СМАД. Это обусловливает необходимость проведения СМАД пациентам с АГ и высоким сердечно-сосудистым риском, получающим индапамид плюс периндоприла эрбумин К, для оценки достаточности снижения ночного АД, в том числе в случаях достижения целевых значений офисного АД.
ЛЕКЦИЯ
Первичный гиперальдостеронизм (ПГА) (синдром Конна) является значимой причиной возникновения артериальной гипертензии (АГ), составляя в среднем около 4,7–9,0% ее причин. Как причина резистентной АГ ПГА встречается у 10–20% больных. Зачастую он обусловлен развитием альдостеронпродуцирующей опухоли надпочечников и клинически проявляется симптоматической АГ, нейромышечными и почечными симптомами. Представлены клинические наблюдения диагностики и успешного хирургического лечения данного заболевания. Высказано мнение, что среди больных АГ пациенты с симптомами рабдомиолиза (повышение креатинфосфокиназы или лактатдегидрогеназы) нуждаются в дообследовании на предмет ПГА.
КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ
Среди редко встречающихся причин вторичных артериальных гипертензий традиционно рассматривается феохромоцитома — опухоль из хромаффинных клеток надпочечников. Параганглиома — хромаффинома вненадпочечниковой локализации. Высокие показатели артериального давления в условиях нейрогормонального эксцесса оказывают ускоренное разрушительное воздействие на органы-мишени. Мозаичность клинической картины феохромоцитомы/параганглиомы создает трудности для своевременной диагностики и диктует необходимость применения междисциплинарного подхода. В статье приведено описание клинического случая норадреналин-секретирующей параганглиомы забрюшинного пространства у женщины среднего возраста. Показан комплексный подход к оценке диагноза и характера поражения органов‑мишеней. Акцентировано внимание на особенностях ренинового статуса. Продемонстрирована закономерная динамика показателей состояния сердечно-сосудистой системы, нейрогормональной регуляции кровообращения, углеводного обмена после успешного хирургического лечения заболевания.
ISSN 2411-8524 (Online)