РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
ОБЗОР
В обзорной статье проведена сравнительная оценка эффективности двух классов лекарственных препаратов — ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента и блокаторов рецепторов ангиотензина II в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний по данным ряда метаанализов. Показано, что блокаторы рецепторов ангиотензина II не обеспечивают эффективной защиты от основных сердечно-сосудистых рисков у больных ишемической болезнью сердца и цереброваскулярными болезнями.
ЛЕКЦИЯ
С возрастом стенки крупных артерий эластического типа претерпевают ряд структурных и функциональных изменений. Однако соответствие возраста пациента и состояния артерий прослеживается не всегда. Таким образом, фактором риска патологии сердечно-сосудистой системы является не столько возраст пациента, сколько «возраст» его сосудистой системы. Цель данного обзора — рассмотреть основные составляющие сосудистого возраста и выделить основные критерии, которые могут применяться для его расчета.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Цель исследования — определение соотношений между метаболическим синдромом (МС) и его компонентами и когнитивными дисфункциями у лиц пожилого возраста.
Материалы и методы. Было обследовано 196 лиц (53 мужчины и 143 женщины) в возрасте от 64 до 86 лет, переживших блокаду Ленинграда и не имеющих в анамнезе острых нарушений мозгового кровообращения. При диагностике МС использовались критерии IDF и АНА/NHLBI (2009). Когнитивные функции оценивались с использованием шкалы Mini-Mental State Examination (MMSE).
Результаты. У 48 % обследованных был диагностирован МС. Доминирующими компонентами являлись повышенное артериальное давление, центральное ожирение, гипергликемия. По результатам MMSE не было выявлено лиц с выраженными признаками деменции, но в 40 % случаев отмечались когнитивные нарушения разной степени. В структуре когнитивных дисфункций преобладали нарушения памяти и внимания. Итоговый показатель MMSE был связан с пониженными показателями оперативной слухоречевой памяти у женщин в возрастной подгруппе 70 лет (p < 0,05). С когнитивными нарушениями были связаны отдельные компоненты МС, но только у женщин и преимущественно в возрастной подгруппе ≤70 лет. В этой группе при кардиометаболических отклонениях в наибольшей мере были снижены показатели по шкалам «Повтор фразы» и «Последовательность действий», при этом компонентом МС, наиболее тесно ассоциированным с когнитивными дисфункциями, являлась гипертриглицеридемия.
Выводы. Женщины c МС (особенно при наличии гипертриглицеридемии) являются группой риска в отношении развития когнитивных дисфункций.
Цель исследования — изучить у больных гипертонической болезнью (ГБ) молодого и среднего возраста частоту развития и клинико-гемодинамические особенности ортостатической гипотензии (ОГ) в условиях длительного пассивного ортостаза во взаимосвязи с признаками поражения органов-мишеней.
Материалы и методы. Обследованы 85 пациентов с ГБ в возрасте 47,0 (39,0–52,0) лет и 40 пациентов контрольной группы без ГБ в возрасте 46,5 (33,0–51,0) лет (p > 0,05). Проводился тилт-тест по Вестминстерскому протоколу. Анализировались показатели гемодинамики в ходе тилт-теста, частота ОГ. У больных ГБ с ОГ оценивалось состояние органов-мишеней и проводился анализ антигипертензивной терапии.
Результаты и выводы. У больных ГБ тилт-индуцированная ОГ выявлена в 18,8 % случаев (n = 16), в контрольной группе — в 17,5 % (n = 7; р > 0,05). У пациентов с ГБ переход в ортостаз сопровождался меньшим приростом частоты пульса [12,0 (7–19) уд/мин], чем у здоровых лиц [16,0 (10–29) уд/мин; р < 0,01]. У пациентов с ОГ по сравнению с больными ГБ без ОГ масса миокарда [104,2 (94–112) и 88,5 (81–105) г/м; р < 0,05] и толщина стенки сонной артерии [1,5 (0,7–2,3) и 0,6 (0,5–1,0) мм; р < 0,05] были больше, чаще выявлялись признаки каротидного атеросклероза (50 и 18,8 %; р < 0,05).
Цель исследования -- определить влияние жизненного истощения (ЖИ) на относительный риск (ОР) развития артериальной гипертензии (АГ) в течение 16 лет в открытой популяции среди женщин 25–64 лет в условиях мегаполиса Западной Сибири (Новосибирск).
Материалы и методы. В рамках программы ВОЗ «MONICA-psychosocial» в 1994 году была обследована случайная репрезентативная выборка женщин (n = 870) в возрасте 25–64 лет, жительниц одного из районов Новосибирска. ЖИ было изучено с помощью шкалы MOPSY. В течение 16-летнего периода (1994–2010 годы) в когорте исследовали все впервые возникшие случаи АГ. Для оценки ОР развития АГ использовали регрессионную модель Кокса.
Результаты. В течение первых 5 лет ОР развития АГ был в 1,99 раза выше у женщин с ЖИ (95 % доверительный интервал = 1,03–3,87; p < 0,05); в течение 10 лет — в 2,32 и 2,34 раза выше у женщин с ЖИ (для возрастных групп 35–44 лет и 45–54 лет соответственно; p ≤ 0,05). Частота возникновения АГ была выше у замужних женщин с ЖИ, со средним и высшим образованием, в профессиональных категориях «руководитель», «физический труд».
Заключение. ЖИ увеличивает относительный риск развития АГ в открытой популяции среди женщин 25–64 лет в течение 5 и 10 лет наблюдения, причем на развитие АГ влияет профессиональный уровень, семейный статус, уровень образования.
Ключевые слова: эпидемиология; жизненное истощение у женщин; артериальная гипертензия; относительный риск.
Цель исследования — изучить особенности стресс-совладающего поведения и отношения к болезни и их взаимосвязь у курящих мужчин с артериальной гипертензией (АГ).
Материалы и методы. Было обследовано 70 мужчин с АГ 1–3 степени, без ассоциированных клинических состояний, с высоким и очень высоким клиническим риском, из них 35 курящих и столько же некурящих (средний возраст 46,0 ± 1,2 года).
Результаты. Выявлены отличия в структуре типов отношения к болезни и направленности выраженности) стресс-совладающих механизмов (копинг-стратегий) у курящих и некурящих мужчин с АГ. Определены взаимосвязи между значениями шкал типов отношения к болезни и направлением копинг-стратегий.
Выводы. Особенности стресс-совладающего поведения играют роль в формировании отношения к болезни, и их коррекция может повысить эффективность лечения курящих пациентов.
Цель исследования — установить распространенность и влияние социальной поддержки на относительный риск (ОР) развития артериальной гипертензии (АГ) в открытой популяции женщин 25–64 лет в течение 16 лет.
Материалы и методы. В рамках программы Всемирной организации здравоохранения «MONICA-psychosocial» в 1994 году была обследована случайная репрезентативная выборка женщин в возрасте 25–64 лет (n = 870), жительниц одного из районов Новосибирска. Социальная поддержка была изучена по методике теста Беркман-Сим. В течение 16-летнего периода (1994–2010) в когорте исследовали все впервые возникшие случаи АГ.
Результаты. Распространенность низких уровней индекса близких контактов (ICC) и индекса социальных связей (SNI) в открытой популяции среди женщин 25–64 лет составила 57,1 и 77,7 % соответственно. Риск развития АГ у лиц с низким индексом близких контактов был в 2,01, 1,93 и 1,42 раза выше в течение 5, 10 и 16 лет с момента скрининга соответственно (р < 0,05). У женщин с низкими значениями индекса социальных связей по показателю риска АГ в течение 5 лет не получено статистически значимых результатов. Через 10 лет риск АГ составил 1,88 (p < 0,05), через 16 лет — был выше в 1,58 раза по сравнению с более высокими значениями социальной поддержки (p < 0,01).
Полученные результаты свидетельствуют о высокой распространенности низких уровней индекса близких контактов и индекса социальных связей, которые значимо увеличивают риск развития АГ в популяции женщин 25–64 лет.
Целью работы явилась оценка значимости таких факторов риска, как дислипидемия, нарушение углеводного обмена, избыточная масса тела, для развития и прогрессирования артериальной гипертензии (АГ) у мужчин в зависимости от возраста манифестации.
Материалы и методы. Обследовано 90 мужчин с АГ, возраст которых варьировал от 18 до 75 лет. При этом проведено перераспределение групп обследуемых с одновременным учетом возраста больных и времени манифестации АГ. В контрольную группу вошли 50 мужчин в возрасте от 28 до 45 лет с нормальным уровнем артериального давления (АД). Всем больным АГ и лицам с нормальным АД проведено традиционное клинико-лабораторное обследование.
Результаты. Показано, что возникновение АГ в разном возрасте обусловлено комбинацией различных факторов, которые в сочетании с возрастными изменениями сердечно-сосудистой системы и метаболического статуса предопределяют особенности клинического течения болезниЦель исследования — анализ динамики ремоделирования сердца после родов при различных формах артериальной гипертензии (АГ) во время беременности.
Материалы и методы. Обследовано 130 беременных женщин с АГ в возрасте от 20 до 40 лет (средний возраст — 26,1 ± 1,7 года) после 20-й недели беременности. Группу контроля составили 30 беременных женщин с нормальными значениями артериального давления (АД). Всем беременным проводили двукратное измерение офисного АД, суточное мониторирование артериального давления (СМАД), эхокардиографическое исследование (ЭХО-КГ). Через 12 недель после родов все пациентки подверглись повторному обследованию по той же программе.
Результаты. Хроническая АГ (ХАГ) — гипертоническая болезнь (ГБ) диагностирована у 43 % обследованных беременных женщин с АГ. В этой группе пациенток по сравнению с гестационной АГ (ГАГ) на фоне более высокого уровня офисного АД и СМАД отмечены более выраженные проявления ремоделирования миокарда левого желудочка (ЛЖ). Так, гипертрофия левого желудочка (ГЛЖ) диагностирована у 26 % пациенток, концентрическое ремоделирование ЛЖ (КРЛЖ) — у 42 %. Эти изменения сохранялись через 12 недель после родов. У 29 % пациенток с ГАГ были выявлены признаки КРЛЖ, которые имели положительную динамику после родов. Ремоделирование сердца во время беременности было выявлено во всех исследованных группах, однако оно различалось выраженностью и стойкостью изменений. Так, ХАГ характеризовалась более высокими уровнями офисного АД и СМАД по сравнению с ГАГ и сопровождалась более выраженными и стойкими изменениями сердца, сохраняющимися через 12 недель после родов. В группе беременных без АГ отмечалось некоторое увеличение массы миокарда и объема ЛЖ, однако эти изменения не выходили за пределы нормальных значений.
Выводы. Проведение своевременного и полного обследования беременных женщин с АГ, включающего СМАД и ЭХО-КГ исследование, позволяет улучшить раннюю диагностику ГБ и своевременно начать ее лечение с целью профилактики осложнений.СТРАНИЦА СОМНОЛОГА
Цель исследования — оценка распространенности субъективных нарушений сна и их сопряженности с эмоциональными жалобами в репрезентативной выборке жителей крупного мегаполиса (Санкт-Петербурга).
Материалы и методы. Всего было обследовано 354 респондента (жители Санкт-Петербурга; 134 мужчины, 220 женщин) в возрасте от 25 до 65 лет. Использовалось структурированное интервью, направленное на оценку параметров продолжительности сна, периода засыпания, частоты проявлений пресомнических, интрасомнических и постсомнических нарушений; сонливости днем, опыта приема снотворных препаратов, выраженности жалоб тревожного и депрессивного спектра (эмоциональной напряженности и подавленности).
Результаты. По результатам опроса 13,5 % респондентов отрицают переживание эмоциональной напряженности, 65,4 % указывают на его эпизодичность, 21,1 % — на регулярность / постоянный характер. С возрастом увеличивается сопряженность эмоционального дискомфорта с субъективным качеством сна. В зрелом возрасте возникает более тесная связь эмоционального дискомфорта с проблемами раннего пробуждения, бруксизма. В пожилом возрастекоррелятами эмоциональной напряженности и подавленности становятся уже практически все варианты диссомнических жалоб, причем особое значение приобретают трудности засыпания. Женщины значимо выше оценивали актуальность жалоб как на эмоциональную напряженность (ее регулярный/постоянный характер отметили 24,8 % женщин в противоположность 13,2 % мужчин; p < 0,05), так и на сниженный фон настроения (регулярный/постоянный характер отметили 13,2 % женщин в противоположность 2,4 % мужчин; p < 0,001).
Выводы. Нарушения сна связаны с эмоциональным дискомфортом, проявляющимся как напряженностью, так и подавленностью, при этом наибольшее значение в связи с эмоциональным неблагополучием имеют жалобы на чувство усталости после сна, частые ранние пробуждения и кошмарные сновидения. В пожилом возрасте эмоциональные жалобы связаны с наиболее широким спектром нарушений сна, что позволяет предположить наличие общего фактора, определяющего жалобы обоих типов и связанного с возрастными органическими и дисрегуляционными изменениями.
КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ
Преэклампсия — специфичный для беременности синдром, который возникает после 20-й недели гестации и определяется по наличию артериальной гипертензии и протеинурии. В настоящее время она продолжает занимать ведущее место в структуре материнской и перинатальной заболеваемости и смертности. В зависимости от клинического течения выделяют умеренную и тяжелую преэклампсию, в зависимости от сроков манифестации заболевания — раннюю (до 34 недель беременности) и позднюю (после 34 недель беременности). Ранняя и поздняя преэклампсия могут иметь различную патофизиологию и, как следствие, разные клинические проявления. Ранняя преэклампсия характеризуется более тяжелым течением, что ограничивает возможность пролонгирования беременности. В настоящей статье представлен клинический случай стремительного течения ранней преэклампсии, обсуждена тактика ведения таких пациенток. На примере клинического случая показано, что будущие исследования по прогнозированию, профилактике и медикаментозной терапии преэклампсии должны основываться на выявлении и уточнении ее подтипов.
Целью работы является рассмотрение основных вопросов классификации, клинической картины, методов диагностики, возможных осложнений и лечения артериальной гипертензии (АГ) во время беременности на примере клинического наблюдения. Описание случая. В представленном наблюдении у пациентки молодого возраста отмечалась стойкая АГ, не поддающаяся медикаментозному лечению.
Заключение. Особенностями данного клинического наблюдения является описание сложностей подбора антигипертензивной терапии во время беременности.
ISSN 2411-8524 (Online)