Том 18, № 6 (2012)
КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
484-490 625
Аннотация
Цель исследования. В статье представлены результаты анализа достижения контроля артериального давления (АД) при переводе пациентов с проводимой неуспешной моно- или комбинированной терапии на фиксированную комбинацию «периндоприл/амлодипин» в условиях реальной клинической практики. Материалы и методы. В программе ПРОРЫВ принимали участие 589 терапевтов и кардиологов амбулаторного звена лечебно-профилактических учреждений из 50 городов России с общим числом включенных пациентов с неконтролируемой на фоне медикаментозной терапии артериальной гипертензией (АГ) 4115 человек. Это было открытое, многоцентровое, обсервационное, несравнительное исследование. Неэффективная антигипертензивная терапия, за исключением бета-блокаторов, отменялась. Результаты. После назначения фиксированной комбинации «периндоприл/амлодипин» по всей группе включенных пациентов наблюдалось быстрое снижение АД в среднем с 167,1/97,6 до 130,0/80,1 мм рт. ст. или на 37,1/17,5 мм рт. ст. Снижение АД с помощью исследуемого препарата было одинаковым у мужчин и женщин, у больных старше и младше 60 лет, у пациентов с ишемической болезнью сердца и без нее, с сахарным диабетом и без него. Целевой уровень АД был достигнут у 80 % больных. Выводы. Перевод с моно- или комбинированной терапии на фиксированную комбинацию «периндоприл/амлодипин» (Престанс, ПАО «Лаборатории Сервье», Франция) обеспечивает быструю и мощную антигипертензивную эффективность у всех пациентов, не достигнувших целевого АД на любой предшествующей терапии, включая комбинации препаратов.
ЛЕКЦИЯ 
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ 
497-504 958
Аннотация
Цель исследования – изучить частоту обнаружения, клинические особенности и маркеры резистентной изолированной систолической артериальной гипертензии (ИСАГ) у пациентов пожилого и старческого возраста. Материалы и методы. В исследование включен 261 пациент с артериальной гипертензией (АГ), средний возраст - 73,2 ± 7,2 года. Резистентную ИСАГ диагностировали по критериям офисного артериального давления (АД) и суточного мониторирования АД (СМАД). Определяли и сравнивали параметры СМАД, состояние сердца, сосудов и почек в группах резистентной ИСАГ, резистентной систоло-диастолической АГ (СДАГ) и контролируемой АГ. Посредством логистической регрессии выявляли факторы, ассоциированные с наличием резистентной ИСАГ. Результаты и выводы. У лиц с АГ пожилого и старческого возраста, получавших антигипертензивное лечение, резистентная ИСАГ обнаружена у 11,8 % пациентов по офисному АД и у 12,2 % - по СМАД. Резистентная СДАГ встречалась у 13,6 и 5,4 % обследованных. Эффект «белого халата» выявлен в 30,4 % случаев. При резистентной ИСАГ вариабельность систолического АД, индекс Соколова-Лайона, частота обнаружения сниженной фракции выброса левого желудочка и амбулаторный индекс артериальной жестокости были больше, чем в обеих группах сравнения. Скорость распространения пульсовой волны по аорте была выше, а лодыжечно-плечевой индекс – ниже, чем при контролируемой АГ. Маркерами резистентной ИСАГ явились вариабельность систолического АД, скорость распространения пульсовой волны по аорте и амбулаторный индекс артериальной жесткости.
505-513 644
Аннотация
Цель исследования. Изучить динамику клинического и амбулаторного артериального давления (АД) у больных артериальной гипертензией (АГ), неконтролируемой монотерапией ингибиторами ангиотензинпревращающего фермента (ИАПФ) или антагонистами рецепторов к ангиотензину II (АРАII) в высоких дозах или комбинацией средних доз двух антигипертензивных препаратов, один из которых ИАПФ или АРАII, при переводе их на фиксированную комбинацию периндоприла А 10 мг/индапамида 2,5 мг. Материалы и методы. Сорок шесть больных АГ без сахарного диабета (СД) 50-64 лет с неконтролируемой АГ (клиническое АД > 150/90 мм рт. ст. на монотерапии, > 140/90 мм рт. ст. на комбинированной терапии, дневное АД > 135/85 мм рт. ст.) без отмывочного периода были переведены на фиксированную комбинацию периндоприл А 10 мг/индапамид 2,5 мг на 12 недель. Антигипертензивная эффективность оценивалась при клиническом измерении АД, суточном мониторировании АД (СМАД) и самоконтроле АД (СКАД). Результаты. До включения в исследование 39 % пациентов получали комбинированную терапию, исходный уровень клинического АД - 162,6 ± 4,2/98 ± 3,0 мм рт. ст., среднесуточного – 146,1 ± 8,2/88,3 ± 6,0 мм рт. ст., дневного - 147,8 ± 8,8/90,2 ± 4,2 мм рт. ст., ночного - 131,7 ± 5,5/81,6 ± 4,8 мм рт. ст. Через 12 недель клиническое АД снизилось до 131,5 ± 4,2/82,4 ± 5,4 мм рт. ст., целевого АД < 140/90 мм рт. ст. достигли 89 % пациентов, частота скрытой неэффективности лечения (клиническое АД < 140/90 мм рт. ст., дневное АД > 135/85 мм рт. ст.) составила 7 %. На фоне лечения отмечено достоверное снижение 24-ч, дневных и ночных значений АД по данным СМАД, снижение вариабельности систолического АД (САД) в дневное время, уменьшение величины и скорости утреннего подъема АД, улучшение характеристик двухфазного ритма АД у пациентов с ночной гипертензией. Эпизодов гипотонии по данным СМАД, значимого снижения скорости клубочковой фильтрации, случаев гипо- (< 3,5 и < 3,2 ммоль/л) и гиперкалиемии (> 5,1 ммоль/л) отмечено не было. Выводы. Проведенное исследование продемонстрировало возможность достижения хорошо переносимого целевого АД у больных АГ, с ранее не контролируемой монотерапией ИАПФ или АРАII в обычных терапевтических дозах или их комбинацией с другими антигипертензивными препаратами, при переводе на полнодозовую фиксированную комбинацию периндоприла А 10 мг/индапамида 2,5 мг.
514-521 672
Аннотация
В обзорной статье обсуждаются новые данные по первичному альдостеронизму, а также связь между повышением уровня альдостерона и резистентной артериальной гипертензией, в том числе и у пациентов с синдромом обструктивного апноэ во сне. Рассматриваются основные патофизиологические механизмы, лежащие в основе прогрессирования поражения органов-мишеней и формирования резистентности к антигипертензивной терапии при повышении уровня альдостерона.
522-530 633
Аннотация
Цель исследования - оценка распространенности предгипертензии (ПГ) и взаимосвязь с факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний у жителей Курска. Материалы и методы. Одномоментное поперечное исследование проводилось на базе поликлиники МУЗ ГКБ СМП Курска в течение 2010 г., было обследовано 170 пациентов. Все пациенты ответили на вопросы анкеты относительно персональных данных, факторов риска и образа жизни, наследственности, а также сопутствующей патологии и терапии. Всем пациентам выполнены измерения артериального давления (АД) 3 раза на правой руке и антропометрия. Исследование липидного спектра и глюкозы натощак проведено при помощи анализатора Hitachi-902 (реагенты Roche-Diagnostics). Для диагностики метаболического синдрома использовали следующие критерии: ATP III критерии (2001–2005), IDF 2005 и согласованные критерии JIS 2009. Результаты. В каждой последующей группе с более высоким уровнем АД отмечены большая частота выявления гипертриглицеридемии и большая величина окружности талии (ОТ), также лица с более высокими уровнями АД были старше. Мужчины с ПГ по сравнению с женщинами в 2 раза чаще курили. У участников исследования с более высокими уровнями АД, при сравнении лиц с оптимальным АД, ПГ и АГ, отмечена большая распространенность МС согласно всем используемым критериям: NCEP-ATP III, IDF, JIS. Максимальная распространенность МС зарегистрирована согласно критериям JIS. При использовании трех вариантов критериев МС у мужчин с оптимальным АД, в отличие от женщин, отсутствовал МС. У женщин при разных уровнях АД по всем критериям МС диагностирован чаще, чем у мужчин, различия в группе лиц с АГ достигают статистической значимости. Выявлены положительные связи систолического АД с возрастом и окружностью талии (p = 0,001), диастолического АД с ОТ (p = 0,001). У мужчин, в отличие от женщин, показатели АД также коррелировали с уровнем триглицеридов. Выводы. Проведенное нами исследование показало высокую распространенность ПГ и ее связь с метаболическими нарушениями, что подчеркивает важность диагностики ПГ и коррекции факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний у данной группы населения. Распространенность данного состояния соответствует среднемировым данным, отмечены закономерные гендерные и возрастные отличия.
531-539 717
Аннотация
Актуальность. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний играют важную роль в развитии когнитивного дефицита (КД). Цель исследования - определение частот аллельных вариантов, обусловленных полиморфизмом гена ACE I / D ( rs4646994 ), а также полиморфизмами гена SLC6A4 L/S ( rs4795541 ) и A/G ( rs25531 ), у лиц с различной выраженностью метаболического синдрома (МС) и КД. Материалы и методы. Обследованы 55 человек с использованием антропометрии, биохимического анализа крови (глюкоза, липидный спектр), молекулярно-генетического анализа (полимеразная цепная реакция, полиморфизм длин рестрикционных фрагментов) и нейропсихологических тестов («10 слов» по Лурии, «рисование часов» для оценки краткосрочной памяти; FAB - оценка лобной дисфункции; CFQ - оценка субъективных жалоб на нарушение памяти и внимания; HADS - оценка уровня тревоги и депрессии; MMSE - оценка психического статуса). Выводы. Аллельный вариант D гена ACE, а также аллельные варианты S и LG гена SLC6A4 ассоциированы с развитием МС. С развитием КД - снижением параметров краткосрочной памяти - ассоциированы аллельные варианты S и LG гена SLC6A, но не аллельные варианты гена ACE . При этом для реализации в фенотипе неблагоприятных эффектов аллелей S и LG гена SLC6A4 достаточно их гетерозиготного носительства.
540-546 514
Аннотация
Актуальность. Ишемическое посткондиционирование (ИПостК) – это феномен уменьшения объема инфаркта в результате выполнения серии коротких ишемических стимулов в начале реперфузии головного мозга после периода пролонгированной ишемии. Механизмы реализации нейропротективного эффекта ИПостК остаются малоизученными; кроме того, не исследованы эффекты совместного применения фармакологических нейропротекторов и ИПостК, что не позволяет внедрять ИПостК в клиническую практику в рамках трансляционной медицины. Цель исследования - изучить нейропротективный эффект ИПостК и нейропротектора цитиколина, а также эффект их совместного применения при ишемическом и реперфузионном повреждении головного мозга в эксперименте. Материалы и методы. Обратимую глобальную ишемию головного мозга моделировали двусторонней окклюзией общих сонных артерий у монгольских песчанок в течение 7 минут. ИПостК было индуцировано тремя 15-секундными эпизодами реперфузии/реокклюзии. Цитиколин вводили внутрибрюшинно в дозе 500 мг/кг через 2 минуты после начала ишемии. В отдельной серии экспериментов использовали совместное применение ИПостК и цитиколина. Оценивали количество жизнеспособных нейронов в поле СА1 гиппокампа. Результаты. В экспериментальных группах с применением ИПостК, введением цитиколина в дозе 500 мг/кг, а также при их сочетанном использовании наблюдалось значимое (р < 0,05) увеличение числа жизнеспособных пирамидных нейронов в поле СА1 гиппокампа при сравнении с группой животных, перенесших обратимую церебральную ишемию. Совместное применение ИПостК и цитиколина не обеспечивало дополнительного увеличения числа жизнеспособных нейронов. Выводы. Совместное применение ИПостК и цитиколина приводило к возникновению значимого нейропротективного эффекта, однако его выраженность не отличалась от таковой при раздельном применении указанных воздействий.
547-553 805
Аннотация
Цель исследования. В статье рассматриваются вопросы верификации скрытых форм ишемической болезни сердца (ИБС) у лиц молодого возраста с артериальной гипертензией и психовегетативными нарушениями, работающих на химически вредных производствах. Материалы и методы. Обследованы 105 пациентов с сочетанной сердечно-сосудистой патологией, стратифицированных на 3 группы (n = 35). Лица 1-й и 2-й групп были в возрасте 35–45 лет, 3-й группы – 45–55 лет. Во 2-ой группе все обследуемые работали на химически вредных производствах. Всем больным выполнялось суточное мониторирование артериального давления и электрокардиограммы, а также перфузионная синхронизированная с ЭКГ однофотонная эмиссионная компьютерная томография (ОФЭКТ) миокарда в покое (синхро-ОФЭКТп) и на фоне фармакологической нагрузочной пробы (синхро-ОФЭКТн). В качестве нагрузки применяли натрия аденозинтрифосфат (АТФ). Результаты. Во 2-ой группе выявлены признаки прогрессирования артериальной гипертензии, а также снижения перфузии миокарда по сравнению с группой контроля (группа 1). Выводы. Показана возможность верификации скрытых форм ИБС у лиц молодого возраста с артериальной гипертензией и психовегетативными нарушениями, работающих на химически вредных производствах с помощью ОФЭКТ миокарда с нагрузкой аденозином. Выводы. Скрытые формы ИБС у лиц молодого возраста с артериальной гипертензией и психовегетативными нарушениями, работающих на химически вредных производствах манифестируют в среднем на 5-7 лет раньше по сравнению с лицами аналогичной возрастной группы, не имеющих профессиональных вредностей.
554-559 1043
Аннотация
Цель исследования. Проведено открытое, рандомизированное, сравнительное исследование эффективности, безопасности и оценки влияния терапии пароксетином и гидроксизина гидрохлоридом на содержание серотонина тромбоцитов у больных ишемической болезнью сердца (ИБС) с коморбидными тревожно-депрессивными расстройствами с преобладанием тревожного компонента. Материалы и методы. В исследование было включено 40 больных хронической ИБС с коморбидными смешанными тревожно-депрессивными расстройствами. Диагноз тревожно-депрессивного расстройства устанавливался по МКБ-10. В исследование включались больные, набравшие 18 и более баллов по шкалам тревоги и депрессии Гамильтона. Результаты. В ходе лечения как гидроксизина гидрохлоридом, так и пароксетином через 4 недели наблюдалось значимое снижение баллов по шкалам тревоги и депрессии Гамильтона, а через 8 недель снижение достигло 50 %. Побочные эффекты наблюдались на фоне лечения обоими препаратами и быстро проходили после их отмены. Серотонин тромбоцитов значимо снизился в ходе терапии пароксетином. Выводы. Установлено, что лечение и пароксетином, и гидроксизина гидрохлоридом характеризуется высокой противотревожной и антидепрессивной активностью. Лечение пароксетином характеризуется значительным снижением содержания серотонина тромбоцитов.
СТРАНИЦА СОМНОЛОГА 
О. В. Мамонтов,
Ю. В. Свиряев,
К. Т. Киталаева,
Н. Э. Звартау,
О. П. Ротарь,
А. О. Конради,
А. Л. Калинкин,
Е. В. Шляхто
560-568 625
Аннотация
Цель исследования. В работе проведена оценка особенностей автономной регуляции у больных артериальной гипертензией с наличием и отсутствием синдрома обструктивного апноэ во сне и в зависимости от тяжести нарушений дыхания во сне. Материалы и методы. В исследование приняло участие 107 человек, средний возраст 53,0 ± 8,4 года, 85 мужчин и 22 женщины. Основную группу составили 77 больных гипертонической болезнью, которые по результатам кардиореспираторного полисомнографического исследования были распределены в две группы - 37 пациентов с синдромом обструктивного апноэ во сне и 40 пациентов без нарушений дыхания во сне. Контрольную группу составили 30 человек без гипертонической болезни и синдрома обструктивного апноэ во сне. Всем больным выполнялась клиническое обследование, суточное мониторирование АД (SpaceLabs 90207, USA), кардиореспираторное исследование (Embletta Pds, MedCare Flaga, Iceland), оценка автономной регуляции кровообращения Finometer (FMS, Амстердам) и вазомоторной реактивности методом окклюзионной плетизмографии по Dohn. Результаты. Величина спонтанного артериального барорефлекса у пациентов с синдромом обструктивного апноэ во сне (5,6 ± 2,8 мс/мм рт. ст.) и без нарушений дыхания во сне (6,7 ± 1,6 мс/мм рт. ст.) была значительно ниже, чем в группе контроля (9,8 ± 2,4 мс/мм рт. ст., p < 0,005 и p < 0,01 соответственно). Также было выявлено, что при более высоких степенях тяжести синдрома обструктивного апноэ во сне регистрируются меньшие величины спонтанного артериального барорефлекса. Было выявлено, что индекс Вальсальвы у больных синдромом обструктивного апноэ во сне (1,45 ± 0,22 усл. ед.) был значимо ниже по сравнению как с пациентами без синдрома апноэ (1,71 ± 0,31 усл. ед., p < 0,01), так и с группой контроля (1,72 ± 0,25 усл. ед., p < 0,01). Также объемная скорость кожно-мышечного кровотока предплечья у больных основной группы с синдромом обструктивного апноэ во сне (3,7 ± 1,7 мл/мин×100 см2) оказалась существенно ниже, чем в контрольной группе (5,8 ± 2,2 мл/мин×100 см2, p < 0,05) и у основной группы без синдрома апноэ (6,5 ± 2,6 мл/мин×100 см2, p < 0,01 соответственно). Выводы. У больных гипертонической болезнью с СОАГС отмечается ухудшение контроля АД, которое сочетается с нарушением барорефлекторной и неспецифической кардиохронотропной регуляции сердца, повышением тонуса кожно-мышечных сосудов и неспецифической вазомоторной реактивности.
ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ 
569-576 514
Аннотация
Актуальность. В настоящее время нет объективных и доступных методов, позволяющих на основе простых измерений установить механизм повышения артериального давления (АД) у конкретного больного. Цель исследования – выявление дополнительных отличительных признаков, которые могли бы стать основой для более дифференцированного подхода к назначению лечения, по результатам измерения АД и частоты пульса. Материалы и методы. Выполнены анализ литературы, построение и анализ моделей, математический и статистический анализ, анализ состояния небольшой выборки людей. Результаты. Предложены новые критерии на основе измерений АД и частоты сердечных сокращений, позволяющие врачу более полно представить реакцию пациента, также предложен вариант представления результатов измерений на числовой плоскости в осях пульсового и диастолического артериального давления, разработана компьютерная программа обработки результатов измерений с определением вероятностных характеристик. Выводы. Результаты данной работы можно использовать для оценки эффекта изменения АД при приеме лекарств, а также для проверки рабочих гипотез.
СЕКЦИЯ ВНОК «ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА» 
ISSN 1607-419X (Print)
ISSN 2411-8524 (Online)
ISSN 2411-8524 (Online)